Сайт для воспитателей детских садов



Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Вышеперечисленные качества современной личности формируются далеко не во «взрослой жизни». Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у человека с раннего возраста. Поэтому сегодня «развивающееся общество» особенное внимание уделяет системе образования в целом и дошкольному образованию в частности.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими, игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом, он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - строитель», «Я - врач». Ребенок действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. В играх воспитывается уважение ко всякому труду, подчеркивается значимость и польза его, для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Практика действий, в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Какие условия необходимы для того, что бы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?

Во-первых, необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

В-третьих, предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»)

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

По каким принципам должна строиться сюжетно-ролевая игра?
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

 

Список информационных источников.

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
  2. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997.
  4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
  5. Игры дошкольника.- М., 1995.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  7. Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4.
  8. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.




Новые публикации

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах пр…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к...

Читайте также

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В мире техники»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группыТема: «В мире техники»   Цель: Обобщение знаний детей о разных видах техники – бытовой, производственной...

«Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

«Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» Содержание 1. Пояснительная записка……..……………………………………………………….. 3 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике …………………………3 1.2. История изучения темы педагогического...

Открытое комплексное занятие по здоровьесбережению детей в младшей группе. Тема …

Открытое комплексное занятие по здоровьесбережению детей в младшей группеТема занятия: «Чисто умываемся»   Цели занятия: 1. Образовательная. Совершенствование культурно-гигиенических навыков, укрепляющих здоровье. 1.1. Закрепление знаний...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Конспект НОД по обучению грамоте в подго…

Задачи:     продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели; обратить внимание на смысловую законченность предло­жения; отрабатывать четкую артикуляцию; познакомить с буквой «Ч»; развивать мелкую моторику руки...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной тех…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество» Руководитель проекта: ЯКОВЛЕВА З.В. Канаш - 2019 Паспорт проекта Название проекта «Необычное творчество» Руководитель проекта Яковлева Зоя...

Весть из группы "Наше лето"

Весёлое лето Лето, лето к нам пришло,Стало сухо и тепло,По дорожке прямикомХодят ножки босиком. Кружат пчелы,Вьются птицы,А МаринкаВеселится. Увидала петуха:– Вот так чудо! Ха-ха-ха!Удивительный петух:Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка,Улыбается девчонка:– Кто...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство