Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.
Проведение занятий проходит по принципу от простого к сложному, по определенным правилам:
- самостоятельный выбор изобразительных материалов ребенком;
- материал, на котором будет нанесено изображение, выбирает ребенок;
- обучить ребенка различным техникам изображения;
- сформировать умение применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различных видов.
Все занятия проводятся с использованием методов музыкального развития ребенка, развития речи, ознакомления с окружающим. В проведение занятий включены, как индивидуальные, так и коллективные приемы.
Методической основой проведения занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является методы педагогики сотрудничества. Обучение проводится в свободных группах, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения воспитателю.
Комплекс непосредственной образовательной деятельности включает систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства нетрадиционных техник рисования и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В мире волшебства», «Умелый художник».
Технология предполагает три этапа: обучающий, развивающий, творческий.
Комплекс непосредственной образовательной деятельности
I этап (обучающий) - 5 занятий | |||||
Тематический цикл: «Радуга цвета» | |||||
Цель: заинтересовать детей творческим процессом, развивать интерес, любознательность; подводить к созданию многоцветных выразительных образов с помощью нетрадиционных техник рисования, формировать технические умения и навыки. | |||||
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | |
1. | Свободное эксперименти-рование с материалами
|
Различные | 1. Выявить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2. Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Бумага, разведенная гуашь разных цветов, акварель, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, зубные щетки,
бумажные салфетки, влажная губка. |
|
2. | «Путешествие в страну Кляксия». | Кляксография | 1. Показать выразительные возможности техники - кляксография.
2. Учить дорисовывать детали объектов, для придания им законченности и сходства с реальными образами. 3. Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках. |
Листы бумаги, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования,
бумажные салфетки. |
|
3. | «Настроение» | Монотипия | 1. Знакомство с техникой – монотипия, ее особенностями.
2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. 3. Расширить знаний о теплых и холодных цветах, правилах их смешения, развитие чувства цвета, формы, композиции; развитие фантазии и творческого воображения. |
Бумага, кисти, акварель, влажная губка. | |
4. | «Новогодний салют»
|
Набрызг | 1. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие.
2. Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Новый год; 3. Создавать композицию рисунка, располагая внизу – город, а вверху – салют (с помощью набрызга). |
Листы бумаги голубого цвета, цветная гуашь, зубные щетки, стакан с водой, салфетки.
|
|
5. | «Зимняя сказка»
|
По мокрому | 1. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, передавать ее колорит в рисунке.
2. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей. 3. Учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике.
|
Лист бумаги с намеченным рисунком (свечой) на каждого ребенка и для воспитателя, материал для рисования (баночки с водой, вата, краска синего и белого цвета, губка, тонкая кисточка); | |
II этап - (развивающий) - 8 занятий | |||||
Тематический цикл: «В мире волшебства» | |||||
Цель: развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе изобразительной деятельности, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. | |||||
6. | «Фантазии»
|
Кляксография,
«знакомая форма – новый образ» |
1. Познакомить с нетрадиционной техникой «знакомая форма – новый образ»;
2. Закрепить умение работать в технике «кляксография». 3. Развивать творческое воображение. |
Бумага, кисти, акварель, простой карандаш (различные предметы: ключи, ножницы). | |
7. | «Небо при закате солнца» | Монотипия пейзажная | 1. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
2. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. 3. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. |
Бумага, кисти, акварель, влажная губка. | |
8. | «Лесное царство»
|
Печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, | 1. Учить использовать различные виды техник: упражнять в изображении по всей поверхности листа.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. |
Бумага формата А4, гуашь разных цветов, скомканная бумага, палочки, пробки, салфетки.
|
|
9. | «Лесные звери зимой» | Тычок жесткой кистью | 1. Учить создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка.
2. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. 3. Закрепить навыки работы с данными материалами. |
Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы. | |
10. | «В гостях у феи воображения и фантазии» | Цветными мыльными пузырями | 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.
2. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. 3. Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи. |
бумага формата А5, гуашь, акварель, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором, кисти, стаканчик с водой, губка, фломастеры, маркеры.
|
|
11. | «Зима пришла» | Набрызг, оттиск, тампонирование | 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. 3. Закреплять умение подбирать необходимые материалы. |
Гуашь, акварель, пластиковые коробочки со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, кусочки поролона, зубные щетки бумажные и матерчатые салфетки.
|
|
12. | «Снежная семья». | Рисование способом тычка | 1. Учить рисовать снеговиков разных размеров.
2. Закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. 3. Совершенствовать технику рисования тычком. |
Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, иллюстрации. | |
13. | «Ночной пейзаж»
|
Граттаж «черно –белый» | 1. Познакомить детей с новыми изобразительными средствами – углем, свечой, пером и тушью.
2. Формировать умение передавать характерные особенности природы в темное время суток, отражать свое настроение, используя в своей работе новые способы рисования разными материалами. 3. Самостоятельно продумывать композиционное решение, выбирать необходимый формат бумаги и материал для работы. 4. Совершенствовать умение договариваться о совместной работе, анализировать свою работу и работы товарищей. |
Альбомные листы бумаги белого цвета, черные листы, натертые свечой и черной тушью; свечи, тушь черная, акварельные краски черного цвета, птичьи перья, стеки, угольки древесные. | |
III этап – (Творческий) – 3 занятия | |||||
Тематический цикл: «Умелый художники» | |||||
Цель: стимулировать потребность детей в творческой самореализации, развивать творческие способности дошкольников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. | |||||
14.
|
«Сказочный зимний лес» | Оттиск капустным листом, картофельными печатками, рисование мятой бумагой, пальчиками, метод "тычка".
|
1. Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
2. Обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе. 3. Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме. 4. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. |
Белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный лист ватмана, листы пекинской капусты, ватные палочки, печатки из картофеля, штемпельные
подушки. |
|
15. | «Морозные узоры»
(коллаж) |
Разные | 1. Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционным материалом.
2. Закреплять знания о нетрадиционной технике изображения «коллаж». 3. Научить детей поэтапному рисованию узоров нетрадиционным способом (бутылочкой с клеем) и оформить его способом «коллаж». 4. Формировать умение самостоятельно выбирать материалы, соответствующие зимнему настроению. |
Стекла, салфетки, тряпочные полоски, вата, перо, манка, мишура, пенопласт,
|
|
16.
|
«Любимый сказочный герой»
|
Рисование по сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг, рисование трубочкой, рисование «капельками» | 1. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков.
2. учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. |
Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, зубные щетки, коктейльные трубочки, губки влажные
|
На первом этапе у детей идет ознакомление с нетрадиционными техниками, с их особенностями и выразительными возможностями, они экспериментируют, создавая рисунки, осваивая разные варианты воплощения замысла. Которые в дальнейшем будут служить фоном последующих работ.
Технология первого этапа заключается в обогащении опыта детей работать с материалами изобразительного творчества (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, набрызг, рисование по-сырому). Постепенно происходит накопление детьми художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом используется «картотека элементов нетрадиционых техник», которая способствует лучшему запоминанию того или иного элемента, развития творческого воображения и обогащения творческих проявлений на основе создаваемых изображений детьми. Игра и игровые приемы, применяемые в начале творческой деятельности оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей, тем самым повышая их интерес к процессу изобразительной деятельности.
На данном этапе это способствует формированию у детей умения воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-творческих способностей. Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга цвета».
Второй этап эксперимента - «вариативность» называется так потому, что здесь дети принимают активное участие в сочетании и объединении нетрадиционных техник рисования попарно, в разных вариантах в одном рисунке. Это относится к тем техникам, которые были уже освоены ранее и новым, при этом для передачи необходимого художественного образа учитываются выразительные возможности каждой техники: рисование по сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ); монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и т.д. Такая продуктивная деятельность играет важную роль в воплощении замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает дальнейшее развитие у детей творческого воображения.
На начальном этапе технологии «вариативность» дети с помощью педагога, учатся высказывать свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных подобранных техниках в изображении определенного образа. В конце данного этапа дети самостоятельно подбирают, рисуют и объясняют свой выбор техник по конкретной теме. При этом происходит формирование умений видеть, выделять средства выразительности каждой техники, замечать особенности их сочетания в изображении необходимого образа. Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в объединении нетрадиционных техник и использование искусства для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной деятельности. Этап реализован в цикле «В мире волшебства».
Третий этап - «творческая активность» - направлен на стимулирование самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности, организующих работу воображения.
Педагог использует коллективное творчество детей, формируя при этом потребность работать в команде, умение договариваться, искать что-то новое, необычное, оригинальное. Дети овладев разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной умелости, приобретают свободу действий, имеют возможность изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют выразительность рисунков - все это дает возможность творческого подхода к воплощению задуманного, показывает новый уровень художественно-творческих способностей дошкольников. Для раскрытия темы рисунка, когда детям предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных техниках и их сочетаниях поощряется и приветствуется самостоятельный выбор. Эта технология реализована в цикле «Умелый художник».
Таким образом, технология предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.
Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.
В данной работе использовались упражнения и творческие игры: «Временa гoдa», «Цветнoй круг», «Настроение тучек», «На что похожи наши ладошки», «Три краски», «Превращение пятнышек краски», «Волшебная ниточка», «Неоконченный рисунок», «Волшебники», «О чем рассказала музыка», «Волшебные картинки» и другие в хoде кoтoрых былo виднo, чтo дети зaинтереcoвaны рaбoтoй c крacкaми, проявляют интерес к необычному использованию обычных вещей, стараются воплотить свои задумки, нo необходимые умения и навыки нaхoдятcя нa среднем урoвне. Используя данные упрaжнения и игры предполагается что у детей будет развиваться творческое воображения, умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами, умение coздaвaть худoжеcтвенный oбрaз c пoмoщью цветa, а также упрaжняться в применении нетрaдициoнных техник.
Работа с родителями предполагает следующее:
- проведение индивидуальных консультаций;
- беседы;
- разработка рекомендаций;
- оформление информационных стендов;
- анкетирование;
- показ непосредственной образовательной деятельности;
- проведение мастер – классов по рисованию с использованием нетрадиционных техник;
- выставки детского творчества и совместного творчества (родители, дети) (см. приложение 16).
Работа с воспитателями:
- консультации;
- беседы;
- показ открытых занятий;
- семинары-практикумы, которые помогают пополнить их педагогические копилки, в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования;
- мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования направленные на обогащение знаний педагогов по данной теме.
Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал его творчества.
Читайте также |
---|
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...
Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…
Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...
Физкультурно-массовая работа в ДОУ
Физкультурно-массовая работа в ДОУ 1 слайд. В настоящее время в России действует государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», а также...