Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада
Тема: «Поморские посиделки»

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к фольклору поморов.
Задачи:

ОО «Познавательное развитие»: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, знакомство с народными традициями Поморья, народным костюмом. Формирование представлений о традициях и праздниках.

ОО «Речевое развитие»: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой северных народов, литературы: определение особенности говора поморов; расширение словарного запаса детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Формирование эстетической культуры путём развития исторической памяти, интереса и любви к искусству, культуре и традициями русского Севера.

ОО «Физическое развитие»: Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных играх.

 

Ход мероприятия

Зал оформлен в виде русской избы.

Хозяйка горницы встречает детей у входа в музыкальный зал.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по - старинному посиделками называется. Пригласили мы гостей, да с северных волостей. А вот и они…

Пожалуйте, гости дорогие, милости просим!

Входят дети под веселую музыку.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости! Здравствуйте, поморы и поморочки! У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи!

Наши посиделки осени посвящены, будем песни петь, стихи рассказывать.

Дети читают стихи:

Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём!

Суров мой Север лишь на первый взгляд

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад.

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю -

Ведь это родина моя!

Хозяйка: К ноябрю во всех сёлах заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и песни.

Исполняется песня «Осень златокудрая».

Хозяйка: Садитесь, гости дорогие, будьте как дома!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Дети: Гости люди подневольные

Где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Проходите, у нас для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под народную музыку «Светит месяц» садятся на места.

Заходят в зал девочка и мальчик под песню «Ах, вы сени!» с подносом.

(На подносе каравай и соль.)

Девочка и мальчик:

Нам праздничная досталась роль.

Мы принесли вам хлеб да соль.

Хозяйка: Спасибо, детушки!

(Хозяйка благодарит, усаживает гостей.)

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давайте расскажем всем, как это было раньше.

1 ребёнок. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 ребёнок. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

3 ребёнок: И играли, и плясали!

Ах, как песни хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

4 ребёнок: Отдых- это не безделки

Время игр и новестей

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Хором: Для друзей и для гостей!

Девочка:

Девчата, а мы платки возьмём,

с ними танцевать пойдем.

Девочки подбегают и берут платки на танец.

Исполняется «Танец с платками».

Входит бабушка Василиса (музыка).

Бабушка Василиса: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Зовут меня - Бабушкой Василисой. Узнала я что вы тут на посиделки собрались, вот и поспешила к вам.

Хозяйка: Откуда ты к нам пожаловала, Бабушка Василиса?

Есть така сторона-сторонушка

Возле морюшка студеного,

Возле моря Белого,

Возле Мурмана сурового.

Много сел по берегу разбросано.

Была и Кандалакша селом поморским.

Вдоль залива над рекой

Избы серые, лодки плоские.

Ветер носится над горой.

Вотведь как издавна было.

- Ну, добры молодцы да красны девицы! А какие же посиделки без игры веселой! (Показывает яблоко.) Принесла я вам молодильное яблочко, давайте с ним поиграем.

Хозяйка:

Ну, народ выходи в игру играть!

Проводится игра: «Воевода»

Дети встают в круг. Передают яблоко под музыку друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»

Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.

Бабушка Василиса: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте: (поочереди с Хозяйкой говорят):
• Какие труды…(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…(один отрежь).
• Землю красит солнце…(а человека труд).
• На печи заседать…(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…(а лень портит).
• Скучен день до вечера…(коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
• Красна птица перьем…(а человек уменьем).
• Под лежачий камень…(вода не течет).

Хозяйка: Засиделись мы что-то… Заведите, что ли наши сесверны частушки! ...

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

(Дети встают в 2 шеренги: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.)

Исполняются частушки.

Садятся на места.

Бабушка Василиса: Хорошо у вас в гостях душевно, тепло, весело.

- А вот, когда я была молода, как вы, много поговорок наших северных знала, да только позабыла все. Может вы, дети, каки поговорки да пословицы знаете?

Дети поочереди говорят:

  1. Тресочки не поешь – так не пообедаешь.
  2. Ой, тоска, не клюёт треска!
  3. Рыбы жареной поел – пошёл, песенку запел!
  4. Солёной рыбки не поешь – и чайку не попьёшь.
  5. Мурман, кому - мать, кому – мачеха.
  6. У нас хлеб идёт не от поля, а от моря.
  7. Кто в море не бывал, тот и горя не видал.
  8. Северок – тёплый ветерок, бок греет, и комаров нету.
  9. Море - не горе, а радость людям.
  10. Море пахать –рукам спокою не видать.
  11. Море кипит, рыбу сулит.
  12. Держись в море около людей, беду одолеешь.
  13. Работа помора извека на море.
  14. Лес да море –поморское поле.
  15. И радость и горе помору –все от моря.
  16. Если солнце село в тучу, ожидай на завтра бучу.
  17. Чайка ходит по песку – моряку ведёт тоску.
  18. Чайка села на воду – жди хорошую погоду.
  19. Закипела в море пена, будет ветру перемена.
  20. Заря красна с вечера, моряку бояться нечего, заря красна поутру, моряку не по нутру.
  21. Не учи рыбу плавать.

Бабушка Василиса: Вижу, хорошо вы, ребятки, мудрость народную усвоили. Порадовали Бабушку Василису.

Хозяйка:

Молодцы, ребятушки. Верно вы сказывали и радость и горе помору -все от моря. Мы поморы с детства морем живем. Уходят мужья, да сыновья в море суровое, по Белу бережку рыбу ловить, и в доме тоскливо становится.Вот и я одна осталася. Хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали.

Бабушка Василиса:

Ой, да полно, те, Хозяюшка кручиниться! Очень у нас в северных сёлах любят осенние хороводы. Давайте и мы с вами, красны девицы да добры молодцы, заведем хоровод!

Исполняется хоровод (мальчики идевочки).

Хозяйка:

Знашь чего, Василиса, вспомнила я, как моя бабушка про хоровод говорила:

«У наших ворот всегда хоровод».

Бабушка Василиса:

- Да и я кой-чего помню ещё:

«Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Улица широка — то и хороводу простор»

Дети выстраиваются как в начале праздника.

Читают стихи:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.


Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Исполняется песня «Русская сторонка».

Хозяйка: Вот, гости дорогие, повеселились мы с вами, много нового узнали на наших поморских осенних посиделках. Пока вы пели да плясали, мы вам угощение приготовили.

Бабушка Василиса:

Мы всех ребят приглашаем

Яблоком румяным угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте,

Нас добрым словом вспоминайте!

(Ведущие раздают яблоки из корзины).

Звучит народная музыка. Дети выходят из зала.

 

Список литературы:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Литература:1. «Терский берег –поморская сказка», сборник рукописных книг. -Умба: 2005.
  4. «Роднички Беломорья», методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с культурно-историческими традициями поморов.-Мурманск: МОИПКРО, 2006.
  5. Разин Е. Ф. «Кандалакша». -Мурманск:1991.4. Пантелеева Л., Лявданский Э. «Храни огонь родного очага». -Мурманск:1993.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»

Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...