Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада
Тема: «Поморские посиделки»

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к фольклору поморов.
Задачи:

ОО «Познавательное развитие»: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, знакомство с народными традициями Поморья, народным костюмом. Формирование представлений о традициях и праздниках.

ОО «Речевое развитие»: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой северных народов, литературы: определение особенности говора поморов; расширение словарного запаса детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Формирование эстетической культуры путём развития исторической памяти, интереса и любви к искусству, культуре и традициями русского Севера.

ОО «Физическое развитие»: Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных играх.

 

Ход мероприятия

Зал оформлен в виде русской избы.

Хозяйка горницы встречает детей у входа в музыкальный зал.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по - старинному посиделками называется. Пригласили мы гостей, да с северных волостей. А вот и они…

Пожалуйте, гости дорогие, милости просим!

Входят дети под веселую музыку.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости! Здравствуйте, поморы и поморочки! У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи!

Наши посиделки осени посвящены, будем песни петь, стихи рассказывать.

Дети читают стихи:

Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём!

Суров мой Север лишь на первый взгляд

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад.

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю -

Ведь это родина моя!

Хозяйка: К ноябрю во всех сёлах заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и песни.

Исполняется песня «Осень златокудрая».

Хозяйка: Садитесь, гости дорогие, будьте как дома!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Дети: Гости люди подневольные

Где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Проходите, у нас для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под народную музыку «Светит месяц» садятся на места.

Заходят в зал девочка и мальчик под песню «Ах, вы сени!» с подносом.

(На подносе каравай и соль.)

Девочка и мальчик:

Нам праздничная досталась роль.

Мы принесли вам хлеб да соль.

Хозяйка: Спасибо, детушки!

(Хозяйка благодарит, усаживает гостей.)

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давайте расскажем всем, как это было раньше.

1 ребёнок. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 ребёнок. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

3 ребёнок: И играли, и плясали!

Ах, как песни хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

4 ребёнок: Отдых- это не безделки

Время игр и новестей

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Хором: Для друзей и для гостей!

Девочка:

Девчата, а мы платки возьмём,

с ними танцевать пойдем.

Девочки подбегают и берут платки на танец.

Исполняется «Танец с платками».

Входит бабушка Василиса (музыка).

Бабушка Василиса: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Зовут меня - Бабушкой Василисой. Узнала я что вы тут на посиделки собрались, вот и поспешила к вам.

Хозяйка: Откуда ты к нам пожаловала, Бабушка Василиса?

Есть така сторона-сторонушка

Возле морюшка студеного,

Возле моря Белого,

Возле Мурмана сурового.

Много сел по берегу разбросано.

Была и Кандалакша селом поморским.

Вдоль залива над рекой

Избы серые, лодки плоские.

Ветер носится над горой.

Вотведь как издавна было.

- Ну, добры молодцы да красны девицы! А какие же посиделки без игры веселой! (Показывает яблоко.) Принесла я вам молодильное яблочко, давайте с ним поиграем.

Хозяйка:

Ну, народ выходи в игру играть!

Проводится игра: «Воевода»

Дети встают в круг. Передают яблоко под музыку друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»

Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.

Бабушка Василиса: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте: (поочереди с Хозяйкой говорят):
• Какие труды…(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…(один отрежь).
• Землю красит солнце…(а человека труд).
• На печи заседать…(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…(а лень портит).
• Скучен день до вечера…(коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
• Красна птица перьем…(а человек уменьем).
• Под лежачий камень…(вода не течет).

Хозяйка: Засиделись мы что-то… Заведите, что ли наши сесверны частушки! ...

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

(Дети встают в 2 шеренги: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.)

Исполняются частушки.

Садятся на места.

Бабушка Василиса: Хорошо у вас в гостях душевно, тепло, весело.

- А вот, когда я была молода, как вы, много поговорок наших северных знала, да только позабыла все. Может вы, дети, каки поговорки да пословицы знаете?

Дети поочереди говорят:

  1. Тресочки не поешь – так не пообедаешь.
  2. Ой, тоска, не клюёт треска!
  3. Рыбы жареной поел – пошёл, песенку запел!
  4. Солёной рыбки не поешь – и чайку не попьёшь.
  5. Мурман, кому - мать, кому – мачеха.
  6. У нас хлеб идёт не от поля, а от моря.
  7. Кто в море не бывал, тот и горя не видал.
  8. Северок – тёплый ветерок, бок греет, и комаров нету.
  9. Море - не горе, а радость людям.
  10. Море пахать –рукам спокою не видать.
  11. Море кипит, рыбу сулит.
  12. Держись в море около людей, беду одолеешь.
  13. Работа помора извека на море.
  14. Лес да море –поморское поле.
  15. И радость и горе помору –все от моря.
  16. Если солнце село в тучу, ожидай на завтра бучу.
  17. Чайка ходит по песку – моряку ведёт тоску.
  18. Чайка села на воду – жди хорошую погоду.
  19. Закипела в море пена, будет ветру перемена.
  20. Заря красна с вечера, моряку бояться нечего, заря красна поутру, моряку не по нутру.
  21. Не учи рыбу плавать.

Бабушка Василиса: Вижу, хорошо вы, ребятки, мудрость народную усвоили. Порадовали Бабушку Василису.

Хозяйка:

Молодцы, ребятушки. Верно вы сказывали и радость и горе помору -все от моря. Мы поморы с детства морем живем. Уходят мужья, да сыновья в море суровое, по Белу бережку рыбу ловить, и в доме тоскливо становится.Вот и я одна осталася. Хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали.

Бабушка Василиса:

Ой, да полно, те, Хозяюшка кручиниться! Очень у нас в северных сёлах любят осенние хороводы. Давайте и мы с вами, красны девицы да добры молодцы, заведем хоровод!

Исполняется хоровод (мальчики идевочки).

Хозяйка:

Знашь чего, Василиса, вспомнила я, как моя бабушка про хоровод говорила:

«У наших ворот всегда хоровод».

Бабушка Василиса:

- Да и я кой-чего помню ещё:

«Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Улица широка — то и хороводу простор»

Дети выстраиваются как в начале праздника.

Читают стихи:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.


Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Исполняется песня «Русская сторонка».

Хозяйка: Вот, гости дорогие, повеселились мы с вами, много нового узнали на наших поморских осенних посиделках. Пока вы пели да плясали, мы вам угощение приготовили.

Бабушка Василиса:

Мы всех ребят приглашаем

Яблоком румяным угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте,

Нас добрым словом вспоминайте!

(Ведущие раздают яблоки из корзины).

Звучит народная музыка. Дети выходят из зала.

 

Список литературы:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Литература:1. «Терский берег –поморская сказка», сборник рукописных книг. -Умба: 2005.
  4. «Роднички Беломорья», методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с культурно-историческими традициями поморов.-Мурманск: МОИПКРО, 2006.
  5. Разин Е. Ф. «Кандалакша». -Мурманск:1991.4. Пантелеева Л., Лявданский Э. «Храни огонь родного очага». -Мурманск:1993.


Новые публикации

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Морковки на грядке» предназначена для детей 3-4 лет и направлена...

Читайте также

НОД познавательно – исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к…

НОД познавательно–исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Байкальская нерпа» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Познакомить...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Рассматривание картины…

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с художником Исааком Ильичом...

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Комментарии

  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...

     
  • Елена
    Есть только плюс и не подписано, кто автор

    Подробнее...





В блогах

Консультация « Игра в жизни ребёнка»

Консультация « Игра в жизни ребёнка» «ИГРА – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. ИГРА – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский Основной вид...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 16.05 по 20.05.2022г.) Тема: «Мир без опасности»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 16.05 по 20.05.2022г.) Тема: «Мир без опасности» Итоговое мероприятие: Игра - путешествие «Не попади в беду» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных...

Занятие по лепке «Подарки для белочки» во второй младшей группе

  Цель: Воспитывать у детей интерес к лепке. Продолжаем осваивать навыки деления пластилина на две части, скатывать прямыми и круговыми движениями, сплющивать пластилин между ладонями, присоединять одну часть к другой. Приучать правильно пользоваться пластилином: лепить на доске и не раскидывать...

Эта память жива, пока мы ей живём

Sample Image

День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир...