Организация работы в разновозрастной группе

 

Наш детский сад – это маленький островок для детей дошкольного возраста. Работает в детском саду всего одна разновозрастная группа. В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны.

Положительные моменты: общение младших со старшими. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо» и другие; учатся быть самостоятельными. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

При построении воспитательной работы в группе в первую очередь учитываются особенности совместного пребывания детей трех возрастов (3, 5, 7 лет). Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.

При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая развивающую среду группы, воспитатели учиты­вают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Жилая комната», «Гараж», «Домик для кукол», «Салон красоты», «Дидактический стол»; для малышей «Центр песка и воды»; для развития творческих способностей «Художественная мастерская Карандаша».

Немаловажное значение имеет размещение мебели. Столы и кровати расставлены по возрастным подгруппам. Кровати младших детей расположены в спокойной части спальной комнаты, старшие дети, вставая первыми, не нарушают сна младших дошкольников. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Много возникает сложностей в работе в разновозрастной группе.

Реализуя взаимодействие детей мы утвердили следующие правила:

1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.

2. Младшие не мешают старшим работать и играть.

3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.

4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, наши воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

 

Литература:

1. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.

3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.

4. Акперова, Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. — №1 — 2012.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Читайте также

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Математическая рыбалка» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена...

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...