Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ
Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий в образовательном процессе. К ним можно отнести создание эффективной образовательной среды, для которой. оптимально сочетание традиционных подходов в обучении, развитии и воспитании с инновационными технологиями.
В поисках методов и средств, продуктивных для обучения и развития дошкольников с особыми образовательными потребностями, многие современные педагоги обращаются к различным изобразительным техникам и арт-технологиям.
Одной из популярных арт-технологий сегодня является сендплей или техника работы с кинетическим песком.
Данная техника может быть использована в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, интеллектуальной недостаточностью; при аутизме, когда вербальный контакт затруднен. Возможно применение данной техники с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Техника сендплей – эффективный посредник для установления контакта с ребенком. Рисуя на песке, дошкольник раскрывается, прорисовывает свои страхи и проблемы, давая педагогам необходимую информацию о себе. Работа с кинетическим песком является средством формирования эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста.
Рисунки и картины, которые получаются в технике сендплей, можно использовать не только для понимания того, что происходит с ребенком в сложные периоды его жизни, но и рассматривать как ресурс для разрешения проблем.
Тактильные ощущения имеют важное значение для детей с ОВЗ. Поэтому, работая с песком, дети-дошкольники с особыми образовательными потребностями получают удовольствие даже от соприкосновения с материалом. В технике сендплей нет правильных или неправильных действий: каждое движение – это детское творчество, внутренний мир воспитанника. Можно не бояться что-то испортить или сделать не так, ведь неправильное можно «стереть» и создать рисунок заново.
Наблюдение за создающимися и плавными изгибами линий на поверхности песка создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения.
Начинать занятия с кинетическим песком желательно с простых упражнений имитационного характера, которые оставляют следы на песке, например:
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;
«Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);
«Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.
Узоры на песке дети могут создавать, выкладывая в заданной последовательности или произвольно. Можно использовать природные материалы, крупные пуговицы, камешки «Марблз» для сюжетных картин, а также создавать авторские сказки с помощью мелких игрушек и деталей конструктора «Лего».
Сущность техники сендплей заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем волшебства, создаваемого своими руками. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям и не бояться экспериментировать.
Таким образом, педагогическая целесообразность использования техники сендплей при организации взаимодействия с детьми с ОВЗ очевидна:
1) она способствует улучшению восприятия, зрительной памяти и развитию мелкой моторики;
2) развивает мышление и воображение;
3) повышает самооценку.
В ходе работы ребенок-дошкольник проводит диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, воспитанник демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики на результаты своей деятельности, обретает уверенность в себе.
4) расслабляет и успокаивает, снижает тревожность.
Сендплей — прекрасное хобби как для детей, так и для взрослых. Когда на поверхности песка «оживает» созданный мир, тревоги и проблемы улетучиваются. Также дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.
Список источников
1. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
4. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.
5. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
Читайте также |
---|
Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: «Поверхность земли…
Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: «Поверхность земли и стороны света» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое...
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»