Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Цель сообщения: повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

 «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень (французский писатель)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уро

И в силу этого, формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образовани

Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.

Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребе

Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:

- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностя

- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналоги

- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение

- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.)

- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач

- вариативного мышления, воображения, творческих способностей

- мелкой моторики

Ознакомление:

- с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления

- с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);

Формирование опыта:

- аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключени

- работы по правилу и образцу;

- фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

- выбора способов преодоления затруднения;

- постановки учебной (познавательной) задачи, планирования сво

действии

- проверки результатов своих действий, исправления ошибо

Воспитание:

- нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

- положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение несколь

Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.

Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.

Согласно современным требованиям преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, поэтому в основу образовательного процесса легла проблемно-игровая технология. Логико-математическое развитие осуществляется через использование различного игрового занимательного материала:

  • Логические задачи и упражнения,
  • Игры-головоломки,
  • Дидактические игры и упражнения,
  • Логико-математические игры,
  • Задачи-шутки,
  • Конструирование (большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана).
  • Экспериментированию - решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

На начальном этапе можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, деревянные пазлы, кубики, пирамидки, недостающей в ряду фигуры, игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Огромное значение для развития логического мышления имеют Игры-головоломки.

Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, спичками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений используются для совершенствования зрительного восприятия, и анализа, зрительной памяти, комбинаторики. У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Это такие игры как «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и «Чудесный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Тетрис» и др.

Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Для этого используются «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», «Геоконт Воскобовича», а также шашки, шахматы.

Из всего многообразия игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Главное предназначение, которых состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

Дидактические игры. Направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях, мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.

  1. Дидактическая игра «Паровозик». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить умение различать соседей числа.
  2. Дидактическая игра «Соберем урожай». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить состав чисел.
  3. Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре». Возраст 5-6 лет. Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры.
  4. Дидактическая игра «Рыбалка». Возраст 5-6 лет. Цель: познакомить и закрепить состав чисел
  5. Дидактическая игра «Большая стирка». Возраст 5-6 лет. Цель: познакомить и закрепить состав чисел.
  6. Дидактическая игра «Почини сапоги». Возраст 4-5 лет. Цель: уметь соотносить геометрические фигуры.
  7. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне». Возраст 4-5 лет. Цели: закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.
  8. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша). Возраст 5-6 лет. Цели: закрепить знания о геометрических фигурах; упражнять в умении «читать» схемы-указания; развивать образное мышление, воображение.

Для воспитателей: «Загадки – перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок).

  1. Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта).
  2. У полицейского ботинки мокнут (На воре шапка горит).
  3. Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь).
  4. Занялся ерундой – трусливо сиди дома (Сделал дело – гуляй смело).
  5. Лежу перед окном у светлицы сухой… (Сижу за решеткой в темнице сырой…).
  6. Леди в карете – скакунам тяжелее (Баба с воза – кобыле легче).
  7. Счастье перемещается компанией (Беда не приходит одна).
  8. От смелости затылок мал (У страха глаза велики).
  9. Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса).
  10. Одно счастье – много вопросов (Семь бед – один ответ).
  11. Цифра как орел – прилетит и в руки (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
  12. Овец любить – на полянке бегать (Волков бояться – в лес не ходить).
  13. Одна обувка, и та на кнопках (100 одежек, и все без застежек).

Подводя итоги, можно сказать, что при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, повышается эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

В заключении хочу сказать словами Блез Паскаль (французский математик): «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

 

Используемая литература:

  1. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / [З. А. Михайлова и др.]. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 376с.
  2. Габова, Марина Анатольевна.
    Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] : учебное пособие / М. А. Габова. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 533 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Читайте также

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...