Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российской Федерации, в частности и использованием конструктора Лего.

Деятельность педагога связана с обучением и развитием его воспитанников, в нашем случае детей старшего дошкольного возраста, которых необходимо заинтересовать в обучении и создать мотивацию, живой интерес к процессу. Для этого нужны соответствующие средства, благодаря которым удастся приковать внимание детей к обучению, в нашем случае необходимо развить их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели, возьмём известный на весь мир конструктор Лего, который уже зарекомендовал себя как отличный способ развития у детей творческих способностей, умения создавать новое и мыслить не стандартно, а также развивать пространственное мышление.

Действительно, конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В ходе занятий дети, помимо всего прочего, развивают также своё воображение, последовательность действий, расширяется словарный запас, дети учатся работать по инструкции, но после начинают экспериментировать с элементами конструктора и работать в коллективе.

Почему именно Лего так интересен с точки зрения инструмента обучения и развития детей старшего дошкольного возраста и не только? Потому что, Лего это прежде всего игра и творчество, любой ребёнок любит познавать мир и делать, что-то новое особенно, когда его не ограничивают в определённых рамках, в случае с Лего, количество рамок минимально, а творческий потенциал огромен, к тому же конструктор это в первую очередь – игрушка, которые так нравятся детям. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, помогать товарищам и работать в команде.

Теоретик Е.П. Ильин считал, что именно творческие личности являются движущей силой человечества. Одной из задач деятельности педагога выступает выявление таких личностей с помощью проведения диагностики, а также проведение коррекционно-развивающих занятий, способных сформировать определенные аспекты творческого мышления у детей. Отправной точкой исследования проблем формирования творческого мышления мы можем считать выступление Джоя Гилфорда в тысяча девятьсот пятидесятом году, где он отметил то, что ученые пренебрегают исследованиями в области творческих способностей, креативности.

Различные аспекты формирования творческого мышления достаточно широко изучены в трудах Дж. Гилфорда, Э. Торренса, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, Л. Дорфмана и др. Психологические исследования, посвященные конструированию как способу развития творческого мышления, рассмотрены в работах А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, Т.В. Лусс и др.

Из личных наблюдений могу отметить, что больше чем игровой процесс в обучении дети не любят ничего, особенно если это действительно для них интересно и познавательно, как правило мальчики больше любят конструкторы нежели девочки и возможно это связано с их природными особенностями и разницей в мышлении, хотя в детстве эта разница не столь существенна нежели в более зрелом возрасте. В ходе использования конструктора Лего, есть несколько способов подачи, в качестве образовательного процесса:

  • Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
  • При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
  • Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Чем может помочь Лего – конструирование детям в будущем? Исходя из темы, дети получают представление о том, что есть конструирование объектов, некоторые из дошкольников могут стать художниками, архитекторами, дизайнерами и другими специалистами, в сферах где требуется развитое пространственное мышление и творческие навыки.

Лего позволяет развить их пространственное мышление, что безусловно поможет им в будущем, не только в вышеперечисленных профессиях, но и в жизни в целом, в качестве общего развития. Развитое пространственное мышление также пригодиться им если они захотят стать людьми созидательных профессий, например, инженерами, строителями, разработчиками в сфере IT или видеоигр.

Лего – конструирование поможет им улучшить свои коммуникативные навыки, умения распланировать свои действия, планирования хода различных работ и операций, умение моделировать ситуации или же объекты, создание эскизов и чертежей предметов, моделирование более сложных объектов (не обязательно Лего).

Вывод

Лего же позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка и что самое главное искренне заинтересовать его в работе над проектом или задачей, которую поставит педагог. Дети с удовольствием играют в Лего и у себя дома, что ускоряет процесс обучения. Воспитатель может назначать домашнее задание своим воспитанникам, как раз для того, чтобы они закрепили результат обучения. Лего – это один из лучших способов, развить у детей целый спектр качеств и умений, которые им непременно пригодятся в будущем.

 

Список используемой литературы

  1. Гаврилушкин, О.П. Обучение конструированию / О.П. Гаврилушкин. - Москва: Школа-Пресс, 2011. - 153 с.
  2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 434 с.
  3. Поддьяков, Н.Н. Конструирование / Н.Н. Поддьяков. - Москва: Просвещение, 2009. - 322 с.
  4. Ричардсон П. Построй свою историю / П. Ричардсон. - Москва: LEGO EDUCATION, 2015. - 120 с


Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

Сценарий праздника: «Мисс обаяние»

Сценарий праздника: «Мисс обаяние» Цели: • Развивать артистичность, эмоциональность, достигать выразительности исполнения, отрабатывать синхронность исполнения движений в паре, развивать умение импровизировать. • Привлечь родителей...

Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и…

Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и знай» для старшей группы Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за...

Занятие на тему: «Прогулка в зимний лес»

Занятие на тему: «Прогулка в зимний лес»   Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программное содержание. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...