Проблема реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья детей 2 – 3 лет в дошкольной образовательной организации и семье

Объектом исследования являются дети 2 – 3 лет. В статье рассматриваются общие вопросы, связанные постановкой проблемы реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья детей данного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, педагогическая технология, технология сохранения и стимулирования здоровья детей 2 – 3 лет, дошкольная образовательная организация и семья.

Ученые и специалисты дошкольного образования в последнее время все чаще обращают внимание на устойчивую тенденцию в ухудшении здоровья современных детей дошкольного возраста, на увеличение показателей нарушения их иммунитета, болезней костно-мышечной системы и особенно органов дыхания, нервной системы. Поэтому подчеркивается, что приоритетным направлением в деятельности специалистов дошкольного образования должна быть разработка и реализация педагогических технологий по совершенствованию физического воспитания и образования детей дошкольного возраста (Г.Н. Голубева, 2008, 2012; И.И. Гайдадина, 2010; Г.В. Ильина, 2015; Г.М. Хусаенова, 2010 и мн. др.).

Проблема реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья применительно к детям 2 – 3 лет связана с особенностями этого возраста, который является плодотворным периодом в развитии детей [Б.Т. Лихачев].

Сопоставление различных подходов к определению педагогических технологий позволяет сформулировать рабочее определение понятия педагогической технологии (см. табл. 1).

Таблица 1

Понятие педагогической технологии

Автор Авторские определения понятия педагогической технологии Технология – это:
Г.В. Ильина «Технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» (2015, с. 3) 1) набор используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств;
Казакова Е.Н. «Воспитательные и обучающие технологии – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. Они включают рациональную организацию режима дня и максимально допустимого объёма образовательной нагрузки, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПин) к созданию условий для жизнедеятельности детей, двигательные и эмоционально-психологические разгрузки в режиме дня и в образовательной деятельности, гуманный стиль общения детей и взрослых, эмоционально положительный микроклимат, взаимодействие с семьями воспитанников» (2014). 2) модель педагогической деятельности, включающая следующие компоненты:
– условия жизнедеятельности;
– стиль общения детей и взрослых;
– взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников;
– состояние здоровья детей и их особенности (возрастные, гендерные и психофизиологические;
Лихачев Б.Т.
Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.
заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-М., 2010. – б47с.
«Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (С. 135) 3) организационно-методический инструментарий педагогического процесса как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств и их, определяемый совокупностью психолого-педагогических установок.

Педагогические технологии имеют свою специфику и при этом характеризуются как целостная система мероприятий, и в частности оздоровительных, которые осуществляются не только педагогами дошкольного образования. Однако именно специалисты по дошкольному образованию используют различные педагогические технологии и в частности технологию сохранения и стимулирования здоровья применительно к возрасту детей 2 – 3 лет.

Рассмотрим перечень и краткую характеристику технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Таблица 2

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название технологии Краткая характеристика Особенности технологии
1. Ритмопластика. Во время занятий ритмопластикой у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
2. Подвижные и спортивные игры Используется для детей с малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно:
– как часть физкультурного занятия,
– на прогулке,
– в групповой комнате
3. Динамические паузы
(физкультминутки)
Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия. Динамические паузы проводятся во время занятий, 2 – 5 минут и по мере утомляемости детей.
4. Релаксация. Релаксация необходима для сохранения психического здоровья детей Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов и др.), звуки природы и упражнения для расслабления определенных частей тела и всего организма (с элементами игры).
5. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится ежедневно и в любое удобное время, индивидуально или с подгруппой детей.
5. Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Во время её проведения используется наглядный материал.
6. Бодрящая гимнастика Цели бодрящей гимнастики:
– формирование валеологической компетентности у дошкольника для самостоятельного и эффективного решения задач здорового образа жизни и безопасного поведения, осознанного отношения к своему здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье;
– развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровье.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5 – 10 минут.
В её комплекс входят упражнения:
– на кроватках на пробуждение,
– на коррекцию плоскостопия,
– воспитания правильной осанки,
– обширное умывание.
7. Утренняя гимнастика У детей во время утренней гимнастики формируются ритмические навыки и умения. Проводится 6 – 8 минут до завтрака в игровой форме и с музыкальным сопровождением, с открытыми форточками.
8. Дыхательная гимнастика Во время дыхательной гимнастики у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
9. Самомассаж Самомассаж улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов, улучшает осанку, способствует физическому укреплению и оздоровлению психики. Выполняется ежедневно самими детьми в игровой форме в течение 5 минут как занятие или во время динамической паузы на занятиях

В дошкольный период особенно важным является создание прочной основы для развития основных физических качеств детей, необходимых для различных форм их двигательной активности. Создание такой основы становится, возможно, главным условием для физического воспитания детей и реализации их прав на полноценное физическое развитие [В.И. Анферова, 2012; Г.В. Ильина, 2015; Г.Н. Голубева, 2012; Е.Ф. Желобкович, 2012; Г.В. Александрова, В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, 2011 и др.].

Причинами ухудшения здоровья детей (особенно в период их активного роста) зачастую является недостаточная двигательная активность, а также отсутствие тренировки систем кровообращения и дыхания. Организм детей постоянно подвергается внешним влияниям. Но их природная чувствительность к движениям настолько высока, что у них вырабатываются приспособительные к реальным условиям жизнедеятельности механизмы. Необходимо только вовремя и целенаправленно использовать для этого соответствующий возрасту комплекс оздоровительной физической культуры [Т.В. Ахутина, 2000; Г.В. Ильина, 2015 и др.].

Движения, как известно, являются основным компонентом любого вида детской деятельности. Инструкторы дошкольных образовательных организаций в процессе занятий постоянно выявляют детей, которые быстрее и легче других добиваются спортивных успехов, но при этом важно видеть всех других детей. Так, в исследованиях Г.Н. Голубевой было установлено, что все дети по объему двигательной активности достаточно легко распределяются на три группы [4].

Кратко рассмотрим особенности детей по соотношению уровня двигательной активности и ее объема (см. табл. 3).

Таблица 3

Соотношение двигательной активности детей с ее объемом

Уровень двигательной активности детей Объем самостоятельной активности Объем организованной активности
Высокий Значительный Небольшой
Средний Снижается Увеличивается
Низкий (малоподвижные дети) Незначительный Играет большую роль

Реализация рассматриваемой технологии непосредственно связана не только с изучением двигательных особенностей детей и организационно-педагогических условий сохранения и стимулирования их организованной и самостоятельной двигательной активности. В целом здоровье детей определяется многими факторами (индивидуальными особенностями физического здоровья, условиями жизни конкретной семьи, санитарной грамотностью и гигиенической культурой населения).

Центром всей деятельности по оздоровлению детей являются, естественно, семья и дошкольная организация. Здесь нельзя не заметить, что необходимо установление преемственности между семьей и детсадом, в ходе которой должна корректироваться воспитательная позиция и родителей, и педагогов [11]

Совместная деятельность специалистов дошкольного образования с родителями – необходимое условие успешности всей деятельности по формированию здоровых детей. К сожалению, многие родители собственных детей признают здоровыми только в одном случае, если у них нет какого-либо заболевания, а в качестве средств оздоровления – лишь лечебные и закаливающие мероприятия.

Необходимо постоянно повышать педагогическую культуру родителей. Осуществление межличностного взаимодействия с родителями дошкольными организациями проходит эффективнее, если оно обеспечивается психологически, а именно: родителям постоянно оказывается внимание, проявляется терпение, все вопросы решаются деловито и неторопливо. Родителей необходимо не только знакомить с новыми технологиями, но и вовлекать их в деятельность по сохранению и стимуляции здоровья собственных детей в условиях дошкольной организации.

Рассмотрим пример реализации технологии сохранения и стимуляции здоровья детей (см. табл. 4).

Таблица 4

Реализация технологии сохранения и стимуляции здоровья

(на примере одного дня)

Утром После сна Вечером
1. До занятий:
внимание уделяется каждому ребенку,
важно создать радостное настроение и вызвать желание заняться интересной двигательной деятельностью.
Для этого можно использовать (выборочно):
– дорожки для повышения двигательной активности;
– точечный массаж и дыхательная гимнастика;
– пальчиковые игры;
– зарядку;
–во время занятий физкультминутки;
– между занятиями динамические паузы.
2. Во время прогулки:
– провести индивидуальную работу;
– организовать совместную двигательную деятельность (одну подвижную игру со всей группой и с 2 – 3 подгруппами детей);
– провести упражнения, подготовительные для новых основных движений; – поиграть в несложные игры для закрепления двигательных навыков;
– организовать сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и упражнения (катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т. д.).
Создать положительное эмоциональное настроение и организовать активный отдых детей.
Для этого можно использовать:
– гимнастику;
– закаливание;
– полоскание горла;
– оздоровительных упражнения для горла;
– самомассаж;
– различные тренажеры;
– спортивные праздники и развлечения.
1. Малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.
2. Работа специалистов с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей.
3. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детсада.

Список использованных источников

  1. Анферова, В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3 – 4 лет / В.И. Анферова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – С. 18 – 21.
  2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуальный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. – № 2. – С. 21 – 28.
  3. Гайдадина, И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5 – 6 лег на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … кандидата педагогических наук. / И.И. Гайдадина. Краснодар, 2010. – 23 с.
  4. Голубева, Г.Н. Педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка до 6-ти лет средствами физического воспитания / Г.Н. Голубева. – LAMBERT Academic Publishing (IISBN 978-3-8473-7710-8). – 2012. – 156 с.
  5. Гунн, Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. [Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб. – 2000. – 192с.
  6. Желобкович, Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. 2-я младшая группа. / Е.Ф. Желобкович. – М. : 2012. – С. 28 – 30.
  7. Ильина, Г.В. Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие – М. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 191 с.
  8. Казакова, Е.Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации / Е.Н. Казакова: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук. – М., 2014. –
  9. Лободин, В.Т. В стране здоровья. [Текст]: программа эколого-биологического воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
  10. Параничева, Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – М., 2012. – С. 68 – 78.
  11. Савинова, С.В. Как воспитать здорового ребенка / С.В. Савинова // Воспитатель ДОУ, 2011. – № 3. –. С. 7.
  12. Хусаенова, Г.М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении здоровья детей / Г.М. Хусаенова // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 28.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»

Читайте также

Дидактическая игра «Какой вкус?»

Дидактическая игра «Какой вкус?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какой вкус?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»