Вариативная программа по физическому воспитанию старших дошкольников «Крепыш»

 

1.1. Цели программы:

  • обеспечение укрепления физического и психического здоровья воспитанников;
  • применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи;
  • внедрение в практику работы педагогов инновационных оздоровительных технологий;
  • разработка психогигиенических требований в условиях логопедической группы;
  • исследование динамики состояния здоровья и психического развития дошкольников;
  • усовершенствование образовательно-воспитательного процесса с учетом личностных качеств, состояния здоровья ребенка.

1.2.  Задачи.

1. Совершенствование оздоровительных технологий педагогов группы.

2. Осуществление валеологического образования всех участников процесса.

3. Создание положительного социально-психологического микроклимата в группе.

4. Пополнение материально-технической базы.

1.3. Основные принципы программы.

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками,
  2. Принцип активности и сознательности — участие коллектива педагогов группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  3. Принцип комплексности и интерактивности- решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5.  Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6.  Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к

здоровому образу жизни.

7.  Принцип дифференциации содержания педагогического процесса- педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

8. Принцип единства развития, воспитания, обучения и оздоровления.

1.4.  Ожидаемые результаты:

  1. Разработка эффективной комплексной системы сохранения и укрепления здоровья детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  2. Создание материальной базы для формирования правильной осанки и стопы детей.
  3. Снижение уровня заболеваемости и отклонений в формировании осанки и стопы.

1.5.  Объекты программы:

1. Дети логопедической группы.

2. Семьи детей, посещающих группу.

3. Педагогический коллектив, работающий в группе.

1.6. Методическое обеспечение программы:

- пособия физкультурно-валеологического содержания;

- пособия по формированию правильной осанки.

Составляющие методик:

- методические аспекты личностно-ориентированного подхода к физическому развитию дошкольников;

- диагностика психофизических возможностей та двигательного развития дошкольников;

- организация и методика образовательно-воспитательного процесса;

методика познавательной и двигательной деятельности в процессе обучения;

- методика формирования правильной осанки;

- методика проведения развлечений, праздников, физкультминуток, пауз и т.п.

Разделы программы

  1. Физическое здоровье.
  2. Психическое здоровье.
  3. Духовно-экологическое.

Образовательные е задачи:

1. Физическое здоровье

Средняя группа:

  • знакомить детей с присутствием в организме микроорганизмов, вредных для здоровья;
  • формировать понятия об основных требованиях к режиму и гигиене питания;
  • вызывать позитивное отношение к практическим действиям в уходе за частями тела и органами;
  • содействовать проявлению самостоятельности при выполнении гигиенических процедур и использовании индивидуальных гигиенических средств: полотенца, расчески, зубной щетки;
  • обогащать знания детей о собственном организме и здоровье;
  • формировать потребность систематично заниматься физическими упражнениями, спортом, закаливаться, беречь здоровье и здоровье окружающих;
  • формировать устойчивые двигательные навыки и умения качественно их выполнять;
  • развивать понятия о необходимости в ежедневной двигательной активности для развития своего организма;
  • способствовать самостоятельным действиям во время выполнения закаливающих процедур;
  • формировать стремление заботится о красивой и правильной осанке.

Старшая группа:

  • обогащать знания детей о собственном организме и здоровье;
  • формировать потребность в постоянных занятиях спортом, физкультурой, закаливанием, заботиться о своем здоровье;
  • способствовать систематической заботе о своем организме, формированию навыков ухода за ним;
  • формировать устойчивые двигательные навыки и обеспечивать качество их выполнения;
  • развивать двигательные качества - быстроту, выносливость, гибкость и силу, улучшать ориентировку в пространстве, чувство равновесия, умение удерживать прямую осанку всегда;
  • воспитывать самостоятельность в двигательных играх, выполнении правил игры, помощи друг другу;
  • содействовать проявлениям быстроты, выносливости, смелости и изобретательности, корректного отношения к своим ровесникам, сопереживания в при неудачах сверстников;
  • поддерживать интерес к занятиям физкультурой, закаливающим процедурам и др. моментам оздоровительных технологии.

2. Психическое здоровье

Средняя группа:

  • содействовать формированию позитивных контактов с ровесниками и взрослыми;
  • развивать в себе такие важные качества, как сопереживание, сочувствие, правильно оценивать свои психические эмоции и поведение;
  • содействовать чувству радости за успешное достижение и похвалу взрослого, добиваться ориентации в собственных достоинствах и недостатках.

Обеспечение реализации основных направлений программы

№ п/п Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение
1 Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе
2 Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровения:
  • Элементы точечного массажа по А.А.Уманской).
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой.
  • Психогимнастика по методике Чистяковой.
  • «Дорожки здоровья».
  • Элементы упражнений хатха-йога.
  • Театр физического развития и оздоровления Н.Ефименко.
  • Восточная гимнастика с элементами у-шу и комплекс тибетских монахов «Пять жемчужин».
  • Игровой массаж А.Уманской и К.Динеки.
  • Антистрссовый и интеллектуальный массаж Фрица Ауглина.
  • Оздоровительная гимнастика для глаз.
  • Комлексы упражнений для красивой и правильной осанки

Оздоровительная работа с детьми

№п/п Содержание работы
1. Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, развлечения)
2. Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносного оборудования
3. Осуществление различных видов естественного закаливания в течение дня (воздушные и солнечные ванны, босохождение)
4. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке

Воспитательно-образовательная работа с детьми

1. Календарное планирование согласно методическим рекомендациям по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы в ДУУ
2. Ежедневное проведение физкультурных занятий (разных типов и видов)
3. Физкультурные развлечения 1 раз в неделю
4. Игры - занятия валеологического содержания
5. Игры-занятия по безопасности жизнедеятельности
6. Экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию детского сада
7. Мини-туризм: пешие переходы, туристические тропы для старших дошкольников
8. Наблюдения и эксперименты валеологического содержания

Модель двигательно-оздоровительного режима детей в логопедической группе

1. Утренняя гимнастика с комплексами:

* общеразвивающих упражнений

  • ритмической гимнастики
  • дыхательной гимнастики по Стрельниковой
  • дыхательной гимнастики по системе хатха-йога
  • аэробики
Ежедневно

Два раза в год

 

8-30
2. Закаливающие процедуры:
  • сухое обтирание
  • влажное обтирание
  • обширное умывание водой из-под крана
  • воздушные ванны
  • солнечные ванны
  • босохождение по траве и песку
  • контрастные пробежки босыми ногами (из комнаты в комнату с разной температурой полов)
  • ходьба босиком по кинезирефлексогенной дорожке
  • оздоровительная ходьба, бег
Сентябрь

Октябрь-май

Ежедневно

Ежедневно

В летний период

В летние месяцы

ежедневно

 

8-40

перед сном

после сна

во время прогулки

после сна

3. Минутка позитива (у барометра эмоций) ежедневно Перед играми-занятиями
4. Подвижные игры 3-4 в день Утро

Игры-занятия

Прогулка 1

Прогулка 2

5. Физпаузы ежедневно При смене видов деятельности
6. Физминутки (общеразвивающие упражнения, гимнастика для глаз, для пальцев ) ежедневно Игры-занятия
7. Минутка релаксации (психогимнастика, мандры, аутотренинг) ежедневно При смене видов деятельности и признаков утомления,

Перед сном

По окончании физкультурного занятия

  Точечный,

Антистрессовый

интеллектуальный массаж

Раз в неделю

Ноябрь

Март

Перед занятиями с повышенной интеллектуальной нагрузкой
  Фронтально-подгрупповые игры-занятия Ежедневно

2 раза в неделю – в зале

3 раза- на воздухе

9-00-12-00
  Игры-эстафеты ежедневно прогулка
  Иммунная гимнастика Декабрь

Январь

Февраль

Перед сном
  Гимнастика пробуждения ежедневно После сна
  Мини-занятие в коррекционном уголке

«Красивая осанка»

ежедневно 16-00
  Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно Прогулки
  Физкультурный досуг 2 раза в месяц 2 половина дня
  Спортивный праздник 2 раза в год 30 минут
  Папа, мама, я – спортивная семья 1 раз в год 30 минут


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц

Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемо-таблиц Предисловие Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Данная работа направлена...

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Читайте также

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»