Методическая разработка для начинающих воспитателей
«Адаптация в ДОУ младших дошкольников»

 

 

Цель: накопление личного опыта взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителями у начинающих воспитателей.

Задачи:

1. Помочь сформировать нравственные качества у начинающих воспитателей.

2. Поддержать начинающего воспитателя на пути вхождения в мир детского дошкольного учреждения.

Когда мы пользуемся термином «адаптация» - то подразумеваем под этим словом приспособление к условиям окружающего мира. Что же происходит в ДОУ в этот период? Однозначно можно сказать, что стрессу подвержены не только дети впервые «оторванные» от мамы, но и молодые воспитатели и родители.

Дети нервничают, потому что рядом нет мамы, родители переживают, т.к. наслушавшись средств массовой информации настороженно относятся к незнакомому воспитателю т.к. не знают, что можно от него ожидать, молодой воспитатель нервничает, так как не знает, чем его могут «обрадовать» родители, его пугает количество детей, их плач, и не всегда адекватное поведение.

Как же молодому специалисту разрулить ситуацию, не упав в грязь лицом (ведь зачастую у юного воспитателя нет почти никакого личного опыта общения с детьми)?

Пережив когда-то подобную ситуацию попытаюсь предложить свой подход к данной проблеме.

Итак, дети должны пожаловать к Вам 1 сентября.

1 . Все насущные вопросы постарайтесь решить с родителями на кануне (прим.: что должно лежать в шкафчике, сведения о родителях и ребенке, вопросы об аллергиях и прочем, и не забудьте обязательно узнать у родителей, что ещё они дополнительно хотели бы сообщить воспитателю: например, ребенок левша или любит чтобы штаны были заправлены в носки и т.д.…). Это сократит время расставания с родителей с ребенком и соответственно даст возможность не наращивать стресс у ребенка.

2. Заручитесь поддержкой няни, как своей правой руки. В то время когда Вы принимаете детей она занимается теми, кто уже зашел в группу, развлечь их можно проведя краткую экскурсию (показав туалет, полотенце, игрушки).

3. Заранее подготовьте нечто, что может временно заинтересовать группу детей которых развлекает няня. Я например использую «волшебный мешок» т.е. красивый мешочек из бархата, в котором находится коллекция разнообразных игрушек из киндер сюрпризов.

4. Договоритесь с родителями на кануне, что начинать ходить в сад они будут постепенно. Сначала попробуют оставить ребенка на 1 час, потом на 2 часа и так далее, до полного привыкания.

5. В последующие дни адаптационного периода, почаще используйте в режимных моментах веселую детскую музыку, а в совместной деятельности куклы би-ба-бо (для снятия напряжения).

6. Уместно пока дети привыкают к режиму привлекать их внимание каким-то шумовым предметом. Я использую «веселый колокольчик».

7. Очень важно особенно в период адаптации, использовать только положительные эмоции и интонации, а так же шутки, прибаутки, потешки.

8. Важно заострить внимание на громкости голоса воспитателя, давно известно, что дети — это маленькие «подслушки» поэтому не следует напрягать голосовые связки и стараться до кого-то «докричаться». Необходимо помнить, для ребенка привыкшего к небольшому кругу общения, Ваша речь на первых порах будет звучать как иностранная, он должен привыкнуть к её тембру, ритму и прочим просодическим компонентам. Еще мой педагог по вузу Титова Т.А. всегда говорила, что с детьми необходимо говорить довольно медленно, т.к. их «звукозаписывающее устройство» находится только в стадии формирования.

9. По моим наблюдениям и мнению опытных коллег, сегодняшние дети в основном не умеют играть, а всегда ждут некого аниматора. Поэтому одной из наиважнейших задач будет научить детей играть. Конечно в приоритете здесь будут простейшие ролевые игры. Здесь для воспитателя важно проявить весь вой артистизм: гудите вместе с машинами, пыхтите с паровозами, плачьте вместе с куклами, дети это сторицей оценят.

10. Используйте и в начале и в дальнейшем для сплочения маленького коллектива играть в хороводные игры. Делать упор на положительные эмоции при встрече и во время совместной деятельности напр: «Мы к друг-другу повернулись, и конечно улыбнулись».

11. Во время адаптационного периода разрешите ребенку принести какую-то любимую игрушку из дома, так ему легче будет привыкнуть к новой обстановке. В дальнейшем можно объяснить родителям, что ребенок адаптировался и уже оставить дома мишку ждать его хозяина.

12. Привыкая к посещению детского сада, дети следуя за воспитателем часто спрашивают по 100 раз: «Когда придет мама?», не будьте резки с ребенком, 100 раз ответьте ему, что мама уже едет (первый день на машине, второй на автобусе, третий на трамвае…и т.д.) не сомневайтесь, когда ребенок привыкнет и поймет, что в садике ему ничего не угрожает он и сам перестанет задавать эти вопросы.

13. Важно превратить родителей в своих союзников и единомышленников. Необходимо объяснить, что всем будет приятно если спокойный ребенок, с радостью бежит в сад. И на пути к всеобщему благоденствию надо попросить родителей не обсуждать то, что возможно не приглянулось в детском саду или насторожило в воспитателе при ребенке. Все взрослые участники адаптационного процесса должны, как мантры повторять, как хорошо в детском саду и проч., что дома сидят только малыши с сосками, а все большие взрослые дети ходят в садик. Дети лучшие психологи, они очень быстро понимают отношение родителей к воспитателю.

14. Используйте родительское собрание, как возможность заработать дополнительные балы уважения (несмотря на возраст). Продемонстрируйте свою компетентность в вопросах педагогики, покажите свою заинтересованность в жизни детей и родители обязательно это оценят.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей…

Народный театр как одна из форм работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре В настоящее время, в период...

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Читайте также

Квантум химия для дошкольников

Квантум химия для дошкольников

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»