Система работы
«Развитие интеллектуального познавательного интереса к миру - важная задача дошкольника»

 

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею

Пусть в его сердце и в памяти

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина.

(В.А Сухомлинский)

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Почти вся моя жизнь прошла в общении с детьми дошкольного возраста, проработав в детском саду 37 лет, я вторично откликнулась на участие в конкурсе «Воспитатель года». Всю жизнь я посветила детскому саду, жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.

За все годы моей трудовой деятельности многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к маленьким детям, нуждающимся в заботе, ласке, любви.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому основная моя задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, развиваю у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Содержательные связи между разделами программы позволяют мне интегрировать содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Что может быть интересней, благодарней и радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать мир! Так, например, расширяя представление о природе, воспитываю в них гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решаю задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учу отражать впечатления о природев разнообразной изобразительной и игровой деятельности, о значении в потребностях овладения ими. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. У меня появился свой опыт, появился свой стиль работы, свой стиль проведения занятий. Мне сейчас намного легче чем было в самом начале. Меня не застают врасплох неожиданные вопросы и не менее неожиданные ответы детей. Значит, я многому их научила, с ними учусь сама. Я учу детей познавать мир, обучения проводится с помощью игр, сказок, различных наблюдений, экспериментов, тестов, которые и составляют систему развития творческого воображения. Особенно интересно работать в младшей группе. Ответы детей поражают оригинальностью и основаны исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90 процентов всей необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности.

Моё кредо: каждый ребенок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире. Как это добиться? Надо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, то есть учить видеть мир во взаимосвязи всех компонентов, наблюдая самые простые, повседневные незначительные с моей точки зрения явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации об окружающем его мире. Наблюдая за песком: из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно, не все предметы тонуть в воде, шишки и листья такие разные, в одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя и т.д.

Воспитывая детей, я беру на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Закладываю у своих малышей отношение к природе, частью которой являемся мы, и к миру, в котором мы живем.

С чего начала? Начала с себя. Задумалась, а как я сама отношусь к природе? Любить природу искренне, проникнуть в неё настоящим и глубоким чувством. Такое отношение несу я детям. Маленькие дети с интересом наблюдают самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности. К проявлению детской любознательности отношусь очень бережно, так как, для малыша это одна из наиболее доступных для него естественных форм познания мира. Мир так огромен и интересен!

Я замечаю, что ребенок что-то рассматривает, как поступить? Надо ли подойти и поинтересоваться, что нашел малыш? Зачем наблюдает? Поняла, что мое участие в детских наблюдениях обязательно! Я просто веду наблюдения вместе с детьми и комментирую все происходящее.

Например. Пошел первый снег. Максим внимательно смотрит в окно на летящие снежинки, к нему присоединяются Дима, Катя. «Если я к ним не подойду - то дети сейчас разбегутся и это удивительное явление природы - первый снег - может пройти для них как незначительный, мимолетный эпизод». Подхожу к детям и тоже смотрю в окно: «Ах! – восклицаю я - это снег, он белый. Снежок кружится, кружится, кружится, летит, летит, летит…и тихо ложится на землю, на крыши домов…Красиво!» Теперь и другие дети заинтересовались происходящим в природе. Все столпились около окна. Всем хочется заглянуть в него (окно). Вид из окна это удивительное открытие, поводы для бесед. В моей группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена

«мини – лаборатория», что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Моя «мини-лаборатория» оборудована всем необходимым:

  1. Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп).
  2. Разнообразные по объёму и форме сосуды из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл).

  1. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, листья деревьев)
  2. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  3. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель).
  4. Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки для коктейля).
  5. Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи, и др.)
  6. Измерительный материал (метр, линейка, условные мерки).

Я использую три уровня реализации исследовательской деятельности:

  1. Я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
  2. Я ставлю проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
  3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

  1. Возникновение проблемы (постановка проблемы)
  2. Выдвижение гипотез (предложений).
  3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
  4. Выводы (установление связей).

Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством, затем они воспроизводят опыты самостоятельно, под моим наблюдением .

Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах, и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.

Поэтому я постоянно демонстрирую детям свой интерес к окружающим предметам и желание познать их свойства. Своим поведением доказываю и показываю детям, что они не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям. Опытмоей работы - это результат многократного повторения одних и тех же удачных воздействий, рациональных путей и методов воспитания, это синтез всего лучшего, что накоплено за эти годы.

Моя работа - это взаимосвязь моих ребят и меня.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого работа не имеет смысла.

Я не могу рассказать и объяснить ребёнку всего, что касается многочисленных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании (мир огромен и прекрасен) я обязана.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Читайте также

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Экологический проект: «Красная Книга России»

Экологический проект: «Красная Книга России» Информационная карта проекта Тема: «Животные и растения Красной книги России». Авторы и руководители проекта: Лаврова Е.М., (воспитатель МДОУ...