Сайт для воспитателей детских садов



Система работы
«Развитие интеллектуального познавательного интереса к миру - важная задача дошкольника»

 

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею

Пусть в его сердце и в памяти

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина.

(В.А Сухомлинский)

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Почти вся моя жизнь прошла в общении с детьми дошкольного возраста, проработав в детском саду 37 лет, я вторично откликнулась на участие в конкурсе «Воспитатель года». Всю жизнь я посветила детскому саду, жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.

За все годы моей трудовой деятельности многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к маленьким детям, нуждающимся в заботе, ласке, любви.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому основная моя задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, развиваю у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Содержательные связи между разделами программы позволяют мне интегрировать содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Что может быть интересней, благодарней и радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать мир! Так, например, расширяя представление о природе, воспитываю в них гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решаю задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учу отражать впечатления о природев разнообразной изобразительной и игровой деятельности, о значении в потребностях овладения ими. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. У меня появился свой опыт, появился свой стиль работы, свой стиль проведения занятий. Мне сейчас намного легче чем было в самом начале. Меня не застают врасплох неожиданные вопросы и не менее неожиданные ответы детей. Значит, я многому их научила, с ними учусь сама. Я учу детей познавать мир, обучения проводится с помощью игр, сказок, различных наблюдений, экспериментов, тестов, которые и составляют систему развития творческого воображения. Особенно интересно работать в младшей группе. Ответы детей поражают оригинальностью и основаны исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90 процентов всей необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности.

Моё кредо: каждый ребенок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире. Как это добиться? Надо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, то есть учить видеть мир во взаимосвязи всех компонентов, наблюдая самые простые, повседневные незначительные с моей точки зрения явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации об окружающем его мире. Наблюдая за песком: из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно, не все предметы тонуть в воде, шишки и листья такие разные, в одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя и т.д.

Воспитывая детей, я беру на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Закладываю у своих малышей отношение к природе, частью которой являемся мы, и к миру, в котором мы живем.

С чего начала? Начала с себя. Задумалась, а как я сама отношусь к природе? Любить природу искренне, проникнуть в неё настоящим и глубоким чувством. Такое отношение несу я детям. Маленькие дети с интересом наблюдают самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности. К проявлению детской любознательности отношусь очень бережно, так как, для малыша это одна из наиболее доступных для него естественных форм познания мира. Мир так огромен и интересен!

Я замечаю, что ребенок что-то рассматривает, как поступить? Надо ли подойти и поинтересоваться, что нашел малыш? Зачем наблюдает? Поняла, что мое участие в детских наблюдениях обязательно! Я просто веду наблюдения вместе с детьми и комментирую все происходящее.

Например. Пошел первый снег. Максим внимательно смотрит в окно на летящие снежинки, к нему присоединяются Дима, Катя. «Если я к ним не подойду - то дети сейчас разбегутся и это удивительное явление природы - первый снег - может пройти для них как незначительный, мимолетный эпизод». Подхожу к детям и тоже смотрю в окно: «Ах! – восклицаю я - это снег, он белый. Снежок кружится, кружится, кружится, летит, летит, летит…и тихо ложится на землю, на крыши домов…Красиво!» Теперь и другие дети заинтересовались происходящим в природе. Все столпились около окна. Всем хочется заглянуть в него (окно). Вид из окна это удивительное открытие, поводы для бесед. В моей группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена

«мини – лаборатория», что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Моя «мини-лаборатория» оборудована всем необходимым:

  1. Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп).
  2. Разнообразные по объёму и форме сосуды из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл).

  1. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, листья деревьев)
  2. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  3. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель).
  4. Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки для коктейля).
  5. Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи, и др.)
  6. Измерительный материал (метр, линейка, условные мерки).

Я использую три уровня реализации исследовательской деятельности:

  1. Я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
  2. Я ставлю проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
  3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

  1. Возникновение проблемы (постановка проблемы)
  2. Выдвижение гипотез (предложений).
  3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
  4. Выводы (установление связей).

Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством, затем они воспроизводят опыты самостоятельно, под моим наблюдением .

Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах, и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.

Поэтому я постоянно демонстрирую детям свой интерес к окружающим предметам и желание познать их свойства. Своим поведением доказываю и показываю детям, что они не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям. Опытмоей работы - это результат многократного повторения одних и тех же удачных воздействий, рациональных путей и методов воспитания, это синтез всего лучшего, что накоплено за эти годы.

Моя работа - это взаимосвязь моих ребят и меня.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого работа не имеет смысла.

Я не могу рассказать и объяснить ребёнку всего, что касается многочисленных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании (мир огромен и прекрасен) я обязана.





Новые публикации

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской»

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской» {pdf=download/files/presentation/file574.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешест…

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе«Путешествие по Европе» Цель. Формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского са…

Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с ЗПРТема: «Наш друг-светофор»   Задачи: Познакомить детей с цветами...

Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе «Мишка в гостях у ребят…

Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе «Мишка в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. Задачи: учить детей...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

"Праздник семьи, любви и верности

«День семьи, любви и верности» Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Задачи: - способствовать укреплению семейных ценностей; - содействовать формированию позитивного образа семьи; - способствовать развитию нравственных и духовных ценностей участников образовательного процесса. -...

"Летние приключения"

«Летние приключения»                          Досуг для детей старшего дошкольного возраста        Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе игры. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе сверстников.  Задачи: Учить...

«Я – исследователь!» Проект «Зачем авто…

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам  передвигаться в  повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад...

Пути укрепления детского творчества

Каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, но этот потенциал может быть подавлен, если родители не будут заботиться о развитии и стимулировании творчества. Творчество показывает уникальность человека. Творчество - это способность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство