Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Известный педагог А.С. Макаренко писал:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
Актуальность: Дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Дидактическая игра имеет две цели:
- Обучающая - которую преследует взрослый
- Игровая - ради которой действует ребенок
В возрасте 2-3 лет ребёнок познает мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Так же в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Важное место в реализации ФГОС ДО занимают дидактические игры ,поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей:
- в непосредственно-образовательной;
- познавательно-исследовательской;
- продуктивной;
- свободной деятельности детей;
- в режимных моментах, включая все виды восприятия;
- при проведении подвижных игр.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами
- игры с предметами,
- настольно - печатные,
- словесные игры.
Действуя с предметами, дети познают их свойства. У детей развивается умение самостоятельно занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.
Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п. Если взрослый сопровождает действия ребенка словом – обозначает эти действия, качества предметов, - то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.
Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями развивается мышление детей, Дети приходят к первым общим представлениям - что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой, повторение действий за взрослым развивает устойчивость внимания.
Игры «Цветные домики», «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др. учат запоминать цвета, находить предметы определённой окраски
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают знания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.
Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе закрепляют знания о предметах, их назначений, классификаций. Также эти игры учат обобщению предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.
Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.
Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.
При обучении раннего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, таких как «Игрушки» А. Барто.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.
Читайте также |
---|
Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое лото»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое лото» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое - лото» разработано для образовательной деятельности детей среднего возраста, с...
Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка»)

Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка») Методическая разработка предназначена для педагогов ДОО. Методическая разработка «Родительское собрание «Начни с себя»...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...