Конспект тематического занятия по слушанию музыки в подготовительной к школе группе
«Детский альбом П. И. Чайковского»

 

Цель: Познакомить детей с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.

Задачи:

— Вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского;

— Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

— Расширять музыкальный кругозор детей;

— Обогащать музыкальными впечатлениями.

 

Дети входят в зал под музыку «Вальс» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился и жил в середине прошлого века. Его музыку знают и любят слушать люди всего мира. Сегодня и мы с ней познакомимся. И начнём мы знакомство с «Детского альбома». Он состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вы с удивлением спросите: кто это такой и

почему ему посвящён «Детский альбом»?

Послушайте историю создания альбома. В1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему не было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.

Все мальчишки очень любят играть в солдатиков, строить их в шеренги, отдавать им приказания. А солдатики, когда отправляются в поход, поют песню:

Раз, два, чётким шагом дружно всем отрядом

Мы в дозор выходим в час ночной.

Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,

И кивает кукла головой.

Но за поворотом, лишь пройдёшь к воротам,

Кто-то страшный прячется от нас.

А в лесу у ёлок из густых иголок

В нас нацелен жёлтый волчий глаз.

Но шагает гордо, ставит ногу твёрдо

Деревянных воинов отряд.

Мы стоим на страже, нам никто не страшен,

Будет нам наградой куклы взгляд.

Звучит «Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный руководитель. Понравилась вам музыка? (Дети отвечают.)

Какой характер музыки? (Дети отвечают.)

К какому музыкальному жанру относится? (Дети отвечают.) Молодцы, всё правильно вы услышали в музыке.

Музыкальный руководитель. Когда солдаты устанут идти, они садятся на лошадь и скачут далеко-далеко. Ау вас дома есть игрушечная лошадка?

(Дети отвечают.)

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам.

Мимо сидящей с вязанием бабушки

Мимо мяча и коробки с игрушками.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался вперёд и вперёд.

Звучит «Игра в лошадки».

Музыкальный руководитель. Вот как быстро умчалась лошадка. Ребята, а как вы думаете, какая это лошадка: грустная или весёлая? Как композитор показал характер лошадки, какими средствами музыкальной выразительности?

(Дети отвечают.)

Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно 'они радуются, когда им дарят новую куклу.

Следующее произведение, которое мы будем слушать так и называется «Новая кукла».

Звучит «Новая кукла».

(Дети рассматривают иллюстрации, обмениваются впечатлениями.)

Музыкальный руководитель. Куколка она для девочки как дочка: ей можно рассказать все свои секреты, покормить, уложить спать и переживать, когда она больна.

Кукла Маша заболела

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно.

Маше тяжко.

Не поможешь ей бедняжке.

Звучит «Болезнь куклы».

Музыкальный руководитель. Какое настроение музыки? Какие чувства у вас возникают после прослушивания? Вы наверно услышали, как болела куколка, как у неб болела голова и как плакала девочка, как она всхлипывала.

К куколке пришёл доктор, полечил куколку и она выздоровела. Девочка взяла её на руки и стала с ней танцевать.

Звучит «Вальс».

Музыкальный руководитель. Закончилось наше занятие, на котором вы познакомились с музыкой великого русского композитора (давайте вместе все скажем) Петра Ильича Чайковского и с его произведениями. Какие произведения мы сегодня с вами слушали? (Дети отвечают.) Это «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс». Все они вошли в «Детский альбом». Понравилась вам музыка? (Дети отвечают.) Вы ещё не раз встретитесь с музыкой этого композитора.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Читайте также

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...