Занятия в детском саду

Комплексное занятие по развитию творческо-речевых способностей у детей старшей группы.

«Чудеса в сказках Пушкина»

Программное содержание: Развивать интерес к художественной литературе. Формировать эмоциональное отношение к произведению. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помочь выразительно, с естественными интонациями, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках. Воспитывать любовь к поэзии Пушкина. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий, относящихся к определенному образу. Формировать бережное отношение к книге. Используя сопровождение литературных произведений музыкальным произведением (опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…») способствовать повышению эмоциональному восприятию и более глубокому проникновению в художественный образ.

Предварительная работа:

- Чтение 5-и сказок А.С.Пушкина:

1. «Сказка о царе Салтане…»;

2. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

4. «Сказка о попе и его работнике Балде»;

5. «Сказка о золотом петушке».

- Выбор 4-х инсценировок;

- Репетиция сценок индивидуально, группой; разучивание ролей;

- Придумывание костюмов, продумывание расстановки предметов (реквизита), декораций для создания наиболее эффективного восприятия зрителями сказками.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Материал: Книги А.С. Пушкина с иллюстрациями; портрет А.С.Пушкина; игрушка – корабль; столы, подносы с буквами, карточки с картинками – «зашифрованное чудо», большие буквы «СКАЗКА, ЧУДЕСА».

- Стол, скатерть, подсвечник, свечи, лавочка, одеяло, подушка, дрова, поднос, пирожок, рюмка, половик, игрушка – лошадь.

- Короб: зеркало, подкова, «золотая рыбка» - игрушка, «золотой орех», картинки с изображением (4 – лебедя, 4 – богатыря, 4 – белки), магнитофон, кассета с музыкой Римского-Корсакова – увертюра из оперы «Сказка о царе Салтане…», «Утро» Грига, костюмы и головные уборы – детям артистам.

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Для вас, для вас одних…

                            В часы досугов золотых

                            Под шепот старины болтливой

                            Рукою верной Он писал

                            Примите ж, Вы, сей труд игривый…

                                                                      А.С.Пушкин

Дети вошли в зал, остановились возле выставки со сказками Пушкина и его портретом.

Вопросы: - Кто это? (Александр Сергеевич Пушкин)

- Что Он написал? (Сказки)

Восп.: А.С.Пушкин – русский поэт, сказочник. Мы с вами прочитали 5 сказок. Все они разные. В них напевность, легкость, музыкальность.

- Вам понравились эти сказки? (Да)

- Сказки Пушкина – просто чудо!

2. Игра «Узнай сказку по обложке»

- Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку.

(«Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о золотом петушке»).

- И мы отправляемся в сказку.

Звучит музыка Грига «Утро»

Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:

«У лукоморья дуб зеленый …

… Налево сказки говорит…»

- Стоп, стоп!!! Мы забыли заглянуть в сказочный короб.

Восп.: - Без чего не может быть сказка? (Без чудес, волшебства)

- Правильно. А в коробе ничего нет. Где же чудеса? Давайте поищем.

3. Игра «Чудеса спрятались в картинках» и «Буквы рассыпались»

На подносах – буквы «рассыпались», рядом зашифрованное слово – картинками. Первый звук картинки заменяем буквой. Составляем слово.

- Найди под подносом целое слово, прочитать его. Проверь себя – правильно ли ты выполнил задание. (Дети выполняют задание)

2-е детей составляют из «рассыпавшихся» букв слова «ЧУДЕСА», «СКАЗКА».

Собираем слова в короб и чудесные предметы скоро в коробе появятся.

- В путь! На встречу к любимым сказкам!

Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:

«Ветер по морю гуляет…

… кораблю пристать велят…»

(В руках воспитателя игрушка - корабль)

«Давайте позовем сказку»

Дети садятся на стульчики, говорят вместе: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три … Сказка к нам в гости приди!»

4. Восп.: «Первая сказка!»

Ребенок объявляет название сказки:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»

Сценка из сказки «Три девицы под окном…

… Ей наказывал себя поберечь его любя»

Участники: 3 девочки – девицы (в сарафанах, белых кофтах, с лентами на голове);

1 мальчик – царь Салтан (в короне и царской накидке)

Дополнительный материал: корона для царицы, лошадь, скамейка.

(Артисты кланяются, зрители хлопают словесное поощрение педагогом выступающих)

Музыкальные чудеса из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова. Слушание увертюры. Детям раздаются разные картинки: белка, богатыри, лебедь.

Задание: Узнать музыкальную картинку.

Восп.: «Композитор нарисовал три чуда музыкальными звуками» (Во время музыки выразительное чтение Пушкинских чудес)

- В сказке: «В свете ж вот какое чудо…»

«Остров на море лежит

Град на острове стоит

С златоглавыми церквями

С теремами и садами …

Ель растет перед дворцом…»

«Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой

Хлынет на берег пустой

Расплеснется в скором беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя 33 богатыря

И той страже нет надежней

Ни храбрее, ни прилежней …»

«За морем царевна есть

Что не можно глаз отвесть

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава,

А как речь то говорит

Словно реченька журчит»

5. Перестановка декораций.

Вторая сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Участники: девочка – золотая рыбка

                    девочка – старуха

                    мальчик – старик

Восп.: «Жил старик со своей старухой …

           … У старухи новое корыто» (Выступающие кланяются)

Восп.: Какая рыбка в сказке? (Золотая, волшебная, добрая)

Из короба появляется рыбка – игрушка.

- Чтобы ты попросил у этой сказочной рыбке? (ответы детей)

6. Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят…»

Дети останавливаются и руками изображают море. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три … Новая сказка, к нам в гости приди!»

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Участники: девочка – царица

                     девочка – зеркальце

                     3 мальчика – богатыря

                     девочка – царевна

Восп.: - Просим всех глаза закрыть. Посидите тихо, тихо. Раз, два, три сказка в гости к нам приди» (Воспитатель вместе с помощником поднимают занавес, за нее прячется девочка в роли - зеркало, под стол. Стол накрывается длинной скатертью).

Восп.: «Вот царица … (из короба воспитатель достает зеркальце)

          … ей в приданное дано было зеркальце одно…

          … Гордо в зеркальце глядясь!» (Выступающие кланяются)

Воспит.: - Какое зеркальце в сказке? (Справедливое, честное, волшебное)

7. Перестановка декораций.

Воспит.: «Лишь страницу поверну, снова в сказку попаду»

               «Но царевна молодая,

               Тихомолком расцветая,

               Между тем росла, росла,

               Поднялась и расцвела …»

(Девочка – царевна встает, кружится – показывает свой наряд и уходит к декорациям)

Воспит.: «Дверь тихонько отварилась,

                И царевна очутилась

                В светлой горнице…

                Час обеда приближался

                Топот по двору раздался …

                … И оставили одну

                отходящую ко сну» (Выступающие кланяются)

8. Вопросы к детям:

- Какая царевна? (скромная трудолюбивая, красивая)

- Какие в этой сказки богатыри? (дружные, добрые, сильные, умелые, доброжелательные, гостеприимные)

9. Обращение ко всем:

«Дети! Вы сегодня представляли себя артистами, героями сказок. Театр «Солнышко» благодарит всех зрителей, гостей. Но особое «спасибо» за такое сказочное путешествие мы скажем А.С.Пушкину».

10. Звучит музыка Грига «Утро»

Говорят все дети: «В сказке ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Волшебный короб угощает всех конфетами «Сказки А.С.Пушкина»

Воспит.: «И надо лишь с благоговеньем

                Чтоб дальше действовать и быть

                Те отошедшие виденья

                В душе и памяти хранить»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»