Занятия в детском саду
Комплексное занятие по развитию творческо-речевых способностей у детей старшей группы.
«Чудеса в сказках Пушкина»
Программное содержание: Развивать интерес к художественной литературе. Формировать эмоциональное отношение к произведению. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помочь выразительно, с естественными интонациями, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках. Воспитывать любовь к поэзии Пушкина. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий, относящихся к определенному образу. Формировать бережное отношение к книге. Используя сопровождение литературных произведений музыкальным произведением (опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…») способствовать повышению эмоциональному восприятию и более глубокому проникновению в художественный образ.
Предварительная работа:
- Чтение 5-и сказок А.С.Пушкина:
1. «Сказка о царе Салтане…»;
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
4. «Сказка о попе и его работнике Балде»;
5. «Сказка о золотом петушке».
- Выбор 4-х инсценировок;
- Репетиция сценок индивидуально, группой; разучивание ролей;
- Придумывание костюмов, продумывание расстановки предметов (реквизита), декораций для создания наиболее эффективного восприятия зрителями сказками.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
Материал: Книги А.С. Пушкина с иллюстрациями; портрет А.С.Пушкина; игрушка – корабль; столы, подносы с буквами, карточки с картинками – «зашифрованное чудо», большие буквы «СКАЗКА, ЧУДЕСА».
- Стол, скатерть, подсвечник, свечи, лавочка, одеяло, подушка, дрова, поднос, пирожок, рюмка, половик, игрушка – лошадь.
- Короб: зеркало, подкова, «золотая рыбка» - игрушка, «золотой орех», картинки с изображением (4 – лебедя, 4 – богатыря, 4 – белки), магнитофон, кассета с музыкой Римского-Корсакова – увертюра из оперы «Сказка о царе Салтане…», «Утро» Грига, костюмы и головные уборы – детям артистам.
Ход занятия:
1. Воспитатель: «Для вас, для вас одних…
В часы досугов золотых
Под шепот старины болтливой
Рукою верной Он писал
Примите ж, Вы, сей труд игривый…
А.С.Пушкин
Дети вошли в зал, остановились возле выставки со сказками Пушкина и его портретом.
Вопросы: - Кто это? (Александр Сергеевич Пушкин)
- Что Он написал? (Сказки)
Восп.: А.С.Пушкин – русский поэт, сказочник. Мы с вами прочитали 5 сказок. Все они разные. В них напевность, легкость, музыкальность.
- Вам понравились эти сказки? (Да)
- Сказки Пушкина – просто чудо!
2. Игра «Узнай сказку по обложке»
- Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку.
(«Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о золотом петушке»).
- И мы отправляемся в сказку.
Звучит музыка Грига «Утро»
Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:
«У лукоморья дуб зеленый …
… Налево сказки говорит…»
- Стоп, стоп!!! Мы забыли заглянуть в сказочный короб.
Восп.: - Без чего не может быть сказка? (Без чудес, волшебства)
- Правильно. А в коробе ничего нет. Где же чудеса? Давайте поищем.
3. Игра «Чудеса спрятались в картинках» и «Буквы рассыпались»
На подносах – буквы «рассыпались», рядом зашифрованное слово – картинками. Первый звук картинки заменяем буквой. Составляем слово.
- Найди под подносом целое слово, прочитать его. Проверь себя – правильно ли ты выполнил задание. (Дети выполняют задание)
2-е детей составляют из «рассыпавшихся» букв слова «ЧУДЕСА», «СКАЗКА».
Собираем слова в короб и чудесные предметы скоро в коробе появятся.
- В путь! На встречу к любимым сказкам!
Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:
«Ветер по морю гуляет…
… кораблю пристать велят…»
(В руках воспитателя игрушка - корабль)
«Давайте позовем сказку»
Дети садятся на стульчики, говорят вместе: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три … Сказка к нам в гости приди!»
4. Восп.: «Первая сказка!»
Ребенок объявляет название сказки:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»
Сценка из сказки «Три девицы под окном…
… Ей наказывал себя поберечь его любя»
Участники: 3 девочки – девицы (в сарафанах, белых кофтах, с лентами на голове);
1 мальчик – царь Салтан (в короне и царской накидке)
Дополнительный материал: корона для царицы, лошадь, скамейка.
(Артисты кланяются, зрители хлопают словесное поощрение педагогом выступающих)
Музыкальные чудеса из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова. Слушание увертюры. Детям раздаются разные картинки: белка, богатыри, лебедь.
Задание: Узнать музыкальную картинку.
Восп.: «Композитор нарисовал три чуда музыкальными звуками» (Во время музыки выразительное чтение Пушкинских чудес)
- В сказке: «В свете ж вот какое чудо…»
«Остров на море лежит
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями
С теремами и садами …
Ель растет перед дворцом…»
«Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя 33 богатыря
И той страже нет надежней
Ни храбрее, ни прилежней …»
«За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава,
А как речь то говорит
Словно реченька журчит»
5. Перестановка декораций.
Вторая сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Участники: девочка – золотая рыбка
девочка – старуха
мальчик – старик
Восп.: «Жил старик со своей старухой …
… У старухи новое корыто» (Выступающие кланяются)
Восп.: Какая рыбка в сказке? (Золотая, волшебная, добрая)
Из короба появляется рыбка – игрушка.
- Чтобы ты попросил у этой сказочной рыбке? (ответы детей)
6. Дети «змейкой» идут по залу, вместе говорят:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого
Мимо города большого
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят…»
Дети останавливаются и руками изображают море. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три … Новая сказка, к нам в гости приди!»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Участники: девочка – царица
девочка – зеркальце
3 мальчика – богатыря
девочка – царевна
Восп.: - Просим всех глаза закрыть. Посидите тихо, тихо. Раз, два, три сказка в гости к нам приди» (Воспитатель вместе с помощником поднимают занавес, за нее прячется девочка в роли - зеркало, под стол. Стол накрывается длинной скатертью).
Восп.: «Вот царица … (из короба воспитатель достает зеркальце)
… ей в приданное дано было зеркальце одно…
… Гордо в зеркальце глядясь!» (Выступающие кланяются)
Воспит.: - Какое зеркальце в сказке? (Справедливое, честное, волшебное)
7. Перестановка декораций.
Воспит.: «Лишь страницу поверну, снова в сказку попаду»
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела …»
(Девочка – царевна встает, кружится – показывает свой наряд и уходит к декорациям)
Воспит.: «Дверь тихонько отварилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице…
Час обеда приближался
Топот по двору раздался …
… И оставили одну
отходящую ко сну» (Выступающие кланяются)
8. Вопросы к детям:
- Какая царевна? (скромная трудолюбивая, красивая)
- Какие в этой сказки богатыри? (дружные, добрые, сильные, умелые, доброжелательные, гостеприимные)
9. Обращение ко всем:
«Дети! Вы сегодня представляли себя артистами, героями сказок. Театр «Солнышко» благодарит всех зрителей, гостей. Но особое «спасибо» за такое сказочное путешествие мы скажем А.С.Пушкину».
10. Звучит музыка Грига «Утро»
Говорят все дети: «В сказке ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»
«Волшебный короб угощает всех конфетами «Сказки А.С.Пушкина»
Воспит.: «И надо лишь с благоговеньем
Чтоб дальше действовать и быть
Те отошедшие виденья
В душе и памяти хранить»
Читайте также |
---|
Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников
Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...
Эссе «Я-педагог»
Эссе «Я-педагог»
Вторая жизнь мусору
Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...