Цикл занятий «Знакомство с памятниками г. Ноябрьска»

Пояснительная записка.

Цикл бесед составлен для детей старшего возраста, где раскрываются этапы развития нашего города; представлены и раскрыты символика и памятные места города Ноябрьска.

Цикл бесед:

1. «Прикосновение к городу Ноябрьску»

2. «Символика нашего города»

3. «Знакомство с памятниками города Ноябрьска»

Цель. Знать историю образования и развития родного города; знакомиться с символикой города – гербом, флагом и гимном; узнавать достопримечательности города.

Воспитывать патриотизм, уважение и любовь к родному городу. Гордиться своим городом, где мы живем.

 

Экскурсия «Знакомство с памятниками г. Ноябрьска»

(старший возраст)

Цель. Учить детей ориентироваться по ходу маршрута к памятникам истории, памятникам градостроительства и архитектуры. Воспитывать любовь к родному городу, уважение, бережное отношение к памятникам и памятным местам города.

Материал: план движения с прорисованным маршрутом.

Словарная работа: карта, улицы, памятники, история, больничный комплекс, профосмотры.

Предварительная работа. Знакомство с планом микрорайона, с названиями улиц. Рассматривание открыток, картинок о городе. Знакомство с правилами поведения в автобусе во время экскурсий.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с памятниками и памятными местами нашего города.

Наш маршрут будет начинаться от нашего сада вправо.

- Что вы видите перед собой?

- Как называется это место?

- Это Детский парк.

- Да, это Детский парк. Детский парк относится к разряду «Памятники градостроительства и архитектуры»

Детский парк строился с августа 1992 г. по 1994 год. Общая площадь парка составляет 78615, 24 кв.м. Открытие памятника состоялось 29 августа 1994 года.

Так что, Детский парк нынче будет праздновать свое десятилетие.

Теперь наш маршрут пойдет влево от Детского парка.

- Посмотрите направо. Кто знает, как называется это здание?

- Это здание администрации нашего города.

- Правильно. А кто работает здесь?

- Здесь работает мэр нашего города (глава администрации города).

- Кто знает, как зовут нашего мэра?

- Коробков.

- Молодцы, главу нашей администрации г.Ноябрьска, зовут Николай Федорович. Еще в этом здании заседает Ноябрьская Дума, где работают депутаты Ноябрьской Думы.

- Дальше наш маршрут проходит влево. Посмотрите внимательно, как называется этот памятник?

- Вечный огонь.

- Да, это место называется – площадь Памяти и Памятный комплекс защитникам павшим в Великой Отечественной войне.

Памятник открылся в 1985 году, в центре по улице Ленина. На средства комсомола Ноябрьска отливали на Украине буквы, а Обънефтегазстрой приобрел мрамор.

С целью увековечивания павших защитников Отечества 7 апреля 1994 года площадь у памятного комплекса получила наименование «Площадь памяти». Художники: Н.С.Швец, А.П.Шпилева, В.В.Максимов. Данный комплекс относится к памятникам истории.

- Наш маршрут проходит по улице Ленина, а теперь мы поворачиваем налево, на улицу 60 лет СССР.

- Посмотрите направо, мимо какого здания мы проезжаем?

- Это поликлиника.

- Да, это взросла поликлиника – больничный комплекс, который включает в себя поликлинику, больницу, здание профосмотров.

- Посмотрите налево, что вы видите?

- Это танк

- Да, это памятник истории – Памятный комплекс «Боевая разведывательная десантная машина». Еще эта площадь называется «Площадь опаленной юности».

- Лишь немногие годы в истории нашей страны можно назвать мирными. С апреля 1978 года по 1997 год, через «горячие точки» Афганистана, Чечни, Приднестровья и Таджикистана прошли более 2000 молодых парней с Ямала. Из них около 300 юношей из нашего города. В память обо всех, кто отдал свои молодые годы жизни, честно выполнив свой долг перед Родиной, в знак уважения глава администрации обязал объединение ветеранов установить памятник воинам интернационалистам. Разведывательная машина с надписью на пьедестале «Не забыть нам той войны и тех, кого нет рядом», а прилегающая к нему территория названа площадью опаленной юности. Открылся памятный комплекс 4 сентября 1997 года.

Дальше наш маршрут пойдет по улице Энтузиастов, затем направо к школе № 5 и здесь мы познакомимся еще с одним памятником - Памятник матери и ребенку. Мать держит ребенка на коленях. В руке ребенка голубь - символ мира, любви и спокойствия.

Теперь наш маршрут пойдет за город, в сторону аэропорта.

- Что вы видите перед собой?

- Это вертолет!

- Да, это вертолет. В годы освоения Ямала в Ноябрьске одновременно трудились десятки вертолетов. Они помогали обустраивать промыслы, вести разведку недр земли, приходили на выручку трассовикам, строили ЛЭП (линии электропередач).

Мы продолжаем наш маршрут и приближаемся к аэропорту. Эта Монументальная композиция, посвященная первопроходцам нефтегазового комплекса г. Ноябрьска. Автор-художник Гайса Ралиевич Зианграров.

Этот памятник расположен на месте соединения дорог при выезде в аэропорт. Открыт памятник был в канун Дня города, Дня работников нефтяной и газовой промышленности.

Мы с вами познакомились с памятниками и памятными местами г. Ноябрьска. А теперь мы вернемся в город и полюбуемся местами, зданиями нашего города, и возвращаемся в детский сад.

Итог занятия:

С какими памятниками мы познакомились? (дети перечисляют)

Наш город молодой, не очень большой, но в нем много интересных памятников истории и архитектуры.

И еще будут строиться новые памятники: возле кинотеатра «Русь» заложен памятник геологам и посажена аллея молодых деревьев.

На этом наша экскурсия закончена.

 

Беседа

Тема: «Прикосновение к Ноябрьску»

(старший возраст)

Цель. Познакомить детей с образованием города Ноябрьска. Расширить представления детей о нашем городе. Помочь детям, участвуя в коллективной беседе, поделиться со сверстниками известной им информацией о родном городе. Воспитывать уважение и любовь к родному городу.

Словарная работа: развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы, упражнять в применении в речи слов «нефтяники, газовики», «скважина, месторождение, зимник».

Предварительная работа: рассмотреть альбом о г. Ноябрьске, чтение стихов о нашем городе, прослушивание песен посвященных Ноябрьску.

Метод. приемы:

1. Прослушивание стихов о г. Ноябрьске.

2. Беседа о городе в форме вопрос – ответ и обобщение самими детьми.

Познакомить детей с историей города, его прошлым и настоящим,

людьми, делавшими историю и прославившими наш город.

3. Достопримечательности нашего города.

4. Подведение итога занятия, обобщение.

5. Прослушивание грамзаписи песни о Ноябрьске «Домой, домой».

Материал: книга «Ноябрьск и ноябрьцы», «Немного о Ноябрьске», кассета с записью песен о Ноябрьске, видеокассета о Ноябрьске.

Место проведения: игротека детского сада, центр «Ямал – наш дом родной».

Стихотворение о городе Ноябрьске: «Мой город родной»

Город Ноябрьск – боль и любовь

В мыслях к тебе возвращаюсь я вновь

Город-подросток, ты возмужал

Сердце мое белой ночью забрал

Север суровый, хмурый и вечный,

Кочки, болота, тайга, бесконечность.

Но для меня ничего нем милей

В завтра шагай, мой Ноябрьск, смелей!

Ход занятия:

Звучит запись стихотворения о городе.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

- О нашем городе.

- Как называется наш город?

- Город Ноябрьск.

- Как вы думаете, с чего начинается новый город?

- С первого вагончика, балка.

- Обычно новый город начинается с первого камешка, с первой палатки, с первого жилого вагончика или балка (показ фотографий или иллюстрации балка, вагончика).

Наш город родился в Западной Сибири и начался с первой скважины, которая выдала на гора нефть или газ. И нужна была не одна такая скважина, и не один десяток скважин, составляющих месторождение, чтобы получился базовый поселок или город.

- В каком округе находится наш город?

- В Ямало-Ненецком округе.

- Да, город расположен на юге Ямало-Ненецкого округа, в центральной части Сибирских увалов.

- Чем была вызвана необходимость построения города на этом месте, где мы живем?

- Недалеко от города была открыта скважина и нашли здесь нефть и газ.

- Правильно, 19 сентября 1973 года на Холмогорах была пробурена разведочная скважина и через 3 месяца был получен фонтан нефти. Скважин было много и это послужило открытием нескольких месторождений: Холмогорское, Карамовское, Муравленковское.

- Повторите, какие месторождения вы запомнили?

- Холмогорское, Карамовское, Муравленковское.

- Эти месторождения вызвали к жизни поселок Ноябрьский. Еще зимой 1976 года он был обозначен только на картах проектировщиков. Место под поселок выбрали недалеко от озера Ханто. С первых дней 1977 года по зимнику шли машины с грузом для будущего поселка. Путь в 300 километров автомашины проходили за 10-12 часов.

- Кто скажет, что такое «зимник»?

- Дорога, по которой ездят только зимой.

- Как вы думаете, 300 километров за 10-12 часов это много или мало?

- Много, сейчас это расстояние можно проехать за 5 часов.

- Почему?

- Потому что, построены хорошие дороги.

- Да, сейчас построены хорошие дороги, покрытые асфальтом и например до Сургута можно проехать за 5 часов.

- В чем жили первые строители поселка?

- В вагончиках, балках.

- Да, сначала были завезены вагончики, люди жили по 2-3 семьи в полувагончике. Затем люди стали сами строить для себя балки. Затем строились общежития. Поселок рос на глазах, гармонично вписываясь в тайгу, ведь рубка леса производилась только по необходимости.

- Как вы думаете, что еще нужно было построить в первую очередь?

- Школы, детские сады, больницу.

- Да, наряду с промышленными объектами шло создание объектов соцкультбыта. Строительство школы стало первоочередной задачей. И уже в сентябре 1977 года 144 ученика сели за парты средней школы № 1. Со временем в поселке построили детский сад «Брусничка», здание под аптеку, сберкассу, почту и амбулаторию.

Знаменательной вехой в строительстве нашего города стало возведение первого пятиэтажного дома, который расположен по улице Ленина. В фундамент дома строители забетонировали капсулу с письмом-обращением к потомкам.

Численность поселка росла. 28 апреля 1982 года п. Ноябрьский присвоен статус города окружного подчинения.

- Какие достопримечательности города вы знаете?

- В городе есть аэропорт.

- Много памятников.

- Есть свои видеоканалы (МИГ, VТV).

- Много кинотеатров.

- Музеи.

- Молодцы, вы назвали много достопримечательностей города. Мне только остается добавить, что в городе существует Ледовый дворец, Детская телестудия и детская газета «Кругозор», Детский парк, конноспортивный клуб «Тарпан».

- Перечислите, какие кинотеатры в нашем городе?

- «Ямал», «Русь», «Нефтяник».

- Молодцы, но еще есть «Дорожник», «Днепр», «Рассвет» - где можно культурно отдохнуть и посмотреть новые фильмы.

- А какие места для культурного отдыха есть в нашем городе?

- Детский парк, там можно покататься на качелях, каруселях, колесе обозрения. Сходить в музей, посмотреть различные выставки.

- Да, в нашем городе 2 музея: Детский и картинная галерея. Теперь эти 2 музея находятся в одном здании и расположены по улице Советской, и называются – «Музейный ресурсный центр».

- Можно сходить в Ледовый дворец и покататься на коньках.

- Да, а кроме катания в Ледовом дворце проходят разные спортивные соревнования (хоккеистов, фигуристов), есть секция хоккея и фигурного катания, где занимаются дети. Есть подростковые клубы, где занимаются дети после школы в различных секциях и кружках.

Город растер и процветает с каждым годом, строятся новые дома. В настоящее время в городе 28 детских садов, 14 школ, 15 подростковых клубов, где занимаются дети

В городе свои учебные заведения, где получают специальность молодые люди, повышают свое образование – действуют филиалы высших учебных заведений, Педагогический колледж, Ноябрьский нефтегазовый колледж, Ноябрьское профессиональное училище, колледж информационных технологий.

Город неоднократно награждали специальными премиями на конкурсах в номинации «Малые города России».

Оглядываясь в прошлое, анализируя достигнутое, сегодня можно сказать, что в столь сжатые сроки удалось сделать многое.

На карте России появился еще один город, созданный руками и согретый сердцами людей, связавшими с ним свою судьбу.

- На этом наше занятие закончилось.

Что же мы интересного узнали о нашем городе?

 

Беседа

Тема: «Символика нашего города»

(старший возраст)

Цель. Познакомить детей с символикой города Ноябрьска (флаг, герб, гимн). Воспитывать патриотические чувства к родному городу, уважение к символике города.

Предварительная работа. Рассматривание герба и флага РФ. Знакомство с гимном РФ. Беседа о важнейших государственных символах России, истории их создания. Знакомство с гербом, флагом и гимном г. Ноябрьска – с понятием «символика».

Словарная работа: символика, геральдический щит, лазоревый цвет.

Коррекционная работа. Развитие мыслительных процессов: память, внимание, воображение. Активизация и обогащение словаря.

Материал: вымпел с изображением герба города, флаг г.Ноябрьска, кассета с записью гимна г.Ноябрьска.

Ход занятия:

- Дети, сегодня мы поговорим о символике нашего города. Как называется наш город?

- Город Ноябрьск.

- Каждую страну мы узнаем по ее флагу, гербу и гимну. Это важнейшие государственные символы. Но не только страны имеют символику.

- Как вы думаете, есть ли флаг, герб и гимн у города Ноябрьска?

- Да, у нашего города тоже есть и герб, и флаг, и гимн.

- Покажите герб нашего города? (дети находят и показывают)

- Вы правильно показали.

Герб города Ноябрьска представляет красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена.

- Что изображено на гербе нашего города?

- На гербе города изображена буровая вышка.

- Да, буровая вышка с креном символизирует основные профессии населения нашего города. Это нефтяники и газовики.

- Что еще изображено на гербе города?

- Часть земного шара и солнце.

- На гербе нашего города изображена Северная часть земного шара – это говорит о географическом положении нашего города – Крайний Север.

- А как вы думаете, что означает солнце?

- Солнце означает молодость.

- Да, солнце символизирует молодость и перспективность города.

- Покажите флаг г.Ноябрьска и расскажите о нем.

- Это полотнище голубого цвета с изображением на нем герба города.

- Флаг города сине-голубой (лазоревый) цвет – символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба. А посредине флага изображение герба, подтверждающий принадлежность флага к городу. Автор герба и флага г. Ноябрьска – Сергей Паньков. Флаг нашего города располагается после государственных флагов РФ и ЯНАО, он поднимается с правой стороны.

- Скажите, пожалуйста, есть ли гимн у нашего города?

- Да, есть – песня «Домой, домой»

- Мелодия песни О.Б. Фельцмана «Домой, домой» и стала гимном нашего города.

Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых торжественных случаях.

- Он звучит при поднятии флага города.

- При открытии и закрытии заседаний.

- Транслируется по местным каналам телевидения и радио.

- Во время спортивных мероприятий города.

При исполнении гимна все люди встают, мужчины снимают головные уборы, так проявляется уважение к городу.

- Давайте послушаем гимн нашего города (дети встают и слушают отрывок гимна)

- Что нового вы сегодня узнали?

- Мы познакомились с флагом, гербом и гимном города Ноябрьска.

- Сегодня мы познакомились с символикой нашего города.

Дети читают стихотворение о городе:

 

Ноябрьск мой любимый,

Ноябрьск мой родной,

Ноябрьск для государства

Ты очень дорогой.

 

Тебя, Ноябрьск, любят

За твой суровый нрав

И я люблю Ноябрьск

И думаю, что прав.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Читайте также

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...