Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет на тему:
«Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб»
Цель: познакомить детей с робототехникой.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «робот», дать представление о многообразии роботов, которые в настоящее время нас окружают;
- сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- способствовать формированию пространственного мышления, творческого воображения;
- познакомить детей с некоторыми деталями образовательного конструктора Технолаб, правилами безопасности при работе с ним.
Оборудование: мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран).
Материал: демонстрационный - презентация «Роботы в жизни человека», видеоролик о роботах и роботостроении, красивая коробка, игрушка «Робот»; конструктор «Технолаб» (стартовый уровень); раздаточный - набор необходимых деталей конструктора «Технолаб» для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина «Рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО» с. 9, дидактическая игра «Собери Робота», цветные ладошки.
Ход занятия:
1. Игровая ситуация
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в этой коробке:
Сам металлический,
Мозг электрический.
Дети: Робот.
Педагог: Правильно. (Демонстрация игрушки.)
Далее рассказ педагога сопровождается показом презентации «Роботы».
2. Создание учебно-проблемной ситуации, постановка цели.
Педагог: А что такое робот? (Ответы детей.)
Слайд 2.
Педагог: Робот - машина, которая выполняет разные трудовые операции за человека. Каких роботов вы знаете? (Ответы детей.)
Педагог: Каждый день учёные во всём мире совершают открытия, изобретают космические корабли, лекарства и роботов. А кто из вас знает, для чего нужны роботы? (Ответы детей)
Педагог: Роботы нужны для того чтобы помогать людям, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым трудом, а также от простых монотонных операций. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота? (ответы детей.)
Слайд 3.
Педагог: Человек всегда стремился к новым открытиям и изобретениям. Первые роботы появились в конце XIX века — русский инженер Пафнутий Чебышёв придумал механизм — стопоход, обладающий высокой проходимостью.
Слайд 4.
Педагог: Самый первый робот появился в СССР в 1937 году. А сделал его мальчик подросток Вадим Мацкевич. Робот, похожий на человека умел делать одно действие - поднимать руку. Этого робота показали в городе Париже на выставке.
Слайд 5.
Педагог: Современные роботы используются во всех отраслях — в освоении космоса, здравоохранении, общественной безопасности, развлекательных целях, обороне и многом другом. В некоторых областях роботы полностью заменили людей. Давайте познакомимся с ними поближе.
Слайд6.
Педагог: Роботы помогают людям с ограниченными возможностями здоровья вести обычный образ жизни. Учёные разработали бионические протезы (конечности, которыми можно управлять с помощью мышц и мозга.
Слайд 7.
Педагог: На помощь военным так же приходят роботы. С ними можно тренироваться, отрабатывать боевые приёмы.
Слайд 8.
Педагог: Робот, который умеет тушить пожары управляется человеком, который находится далеко от опасного места и не пострадает от огня.
Слайд 9.
Педагог: Роботы не боятся сильных морозов и могут работать там, где человек замёрзнет. Полярный робот вездеход исследует поверхность Антарктиды в самых труднодоступных местах и работает от ветра.
Слайд 10.
Педагог: Роботов используют при расчистке завалов, в тех местах, куда человек не может попасть.
Слайд 11.
Педагог: Роботы помогают вести видеосъёмку с высоты, из космоса, совершать новые научные открытия. Их можно отправить даже на другую планету.
Слайд 12.
Педагог: Робот со дна океана передает ученым информацию о подводном мире на Землю. Полярные роботы – вездеходы не боятся сильных морозов и могут работать в самых труднодоступных местах.
Слайд 13.
Педагог: В Японии роботы работаю официантами в кафе. Они принимают заказы, подают блюда и улыбаются клиентам.
Слайд 14
Педагог: Для одиноких и пожилых людей учёные придумали роботов — внуков, с которыми можно поговорить, поиграть и даже сходить на прогулку и робота – собаку.
Слайд 15.
Педагог: Роботов используют для развлечения людей, создания лазерных шоу.
Слайд 16
Педагог: Роботы умеют делать почти всё, что и человек: копировать движения человека, различать эмоции, дружить… И даже выглядеть, как человек.
3. Дидактическая игра «Собери Робота»
(Детям предлагается собрать изображение Робота из разных частей.)
4. Практическая работа:
Педагог: Ребята, сегодня я познакомлю вас с конструктором, из которого мы будем конструировать модели роботов. Он называется «Технолаб». Сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором).
Запрещается:
Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
Брать детали в рот.
Бросать детали (особенно батарейный блок), при сильном ударе конструктор может сломаться!
Разрешается:
При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
Все элементы конструктора хранить в контейнере.
Для запуска и остановки мотора в батарейном блоке нужно нажать красную кнопку.
Воспитатель: А теперь я научу вас правильно собирать и разбирать детали конструктора. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.
Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа.
5. Самостоятельная работа.
Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.
Педагог: А теперь давайте познакомимся с деталями конструктора Технолаб.
Для запуска и остановки мотора в блоке нужно нажать красную кнопку. Перфорированные пластины разных размеров: колеса, полусфера, большие и маленькие треугольные пластины, пластины в форме дуги, уголки, шины и другие детали.
А сейчас я предлагаю познакомиться с инструкциями по конструированию роботов.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам придумать и построить роботов по собственному замыслу.
Дети самостоятельно конструируют роботов по замыслу из деталей конструктора. Педагог оказывает необходимую помощь.
6. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Педагог: Появилось ли у вас желание мастерить роботов? (ответы детей)
Педагог: Я приготовила для вас ладошки красного, желтого и зеленого цвета.
Если вам было все понятно и легко, то возьмите зеленую ладошку. Если были затруднения в работе, то возьмите желтую ладошку. А если было трудно и непонятно - красную ладошку. Подумайте и сделайте свой выбор!
Дети проводят самооценку деятельности на занятии.
Педагог: Ребята, вы сегодня были внимательными, хорошо потрудились. Молодцы! До новых встреч!
Используемая методическая литература:
1. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Методические рекомендации по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.-120с.
2. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Рабочая тетрадь для организации занятий. Часть1: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.-192с.
3. Стив Мартин. Инженер. Обучающая книга-игра. Эксмо-Пресс., 2017-64с.
4. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы. Издательство Вако, 2011 г. - 176с.
Читайте также |
---|
Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет
Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...
Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»
Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего...