Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет на тему:
«Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб»

2Цель: познакомить детей с робототехникой.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «робот», дать представление о многообразии роботов, которые в настоящее время нас окружают;
  • сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • способствовать формированию пространственного мышления, творческого воображения;
  • познакомить детей с некоторыми деталями образовательного конструктора Технолаб, правилами безопасности при работе с ним.

Оборудование: мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран).

Материал: демонстрационный - презентация «Роботы в жизни человека», видеоролик о роботах и роботостроении, красивая коробка, игрушка «Робот»; конструктор «Технолаб» (стартовый уровень); раздаточный - набор необходимых деталей конструктора «Технолаб» для каждого ребёнка, Д.А. Каширин, А.А. Каширина «Рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО» с. 9, дидактическая игра «Собери Робота», цветные ладошки.

Ход занятия:

1. Игровая ситуация

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в этой коробке:

Сам металлический,

Мозг электрический.

Дети: Робот.

Педагог: Правильно. (Демонстрация игрушки.)

Далее рассказ педагога сопровождается показом презентации «Роботы».

2. Создание учебно-проблемной ситуации, постановка цели.

Педагог: А что такое робот? (Ответы детей.)

Слайд 2.

Педагог: Робот - машина, которая выполняет разные трудовые операции за человека. Каких роботов вы знаете? (Ответы детей.)

Педагог: Каждый день учёные во всём мире совершают открытия, изобретают космические корабли, лекарства и роботов. А кто из вас знает, для чего нужны роботы? (Ответы детей)

Педагог: Роботы нужны для того чтобы помогать людям, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым трудом, а также от простых монотонных операций. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота? (ответы детей.)

Слайд 3.

Педагог: Человек всегда стремился к новым открытиям и изобретениям. Первые роботы появились в конце XIX века — русский инженер Пафнутий Чебышёв придумал механизм — стопоход, обладающий высокой проходимостью.

Слайд 4.

Педагог: Самый первый робот появился в СССР в 1937 году. А сделал его мальчик подросток Вадим Мацкевич. Робот, похожий на человека умел делать одно действие - поднимать руку. Этого робота показали в городе Париже на выставке.

Слайд 5.

Педагог: Современные роботы используются во всех отраслях — в освоении космоса, здравоохранении, общественной безопасности, развлекательных целях, обороне и многом другом. В некоторых областях роботы полностью заменили людей. Давайте познакомимся с ними поближе.

Слайд6.

Педагог: Роботы помогают людям с ограниченными возможностями здоровья вести обычный образ жизни. Учёные разработали бионические протезы (конечности, которыми можно управлять с помощью мышц и мозга.

Слайд 7.

Педагог: На помощь военным так же приходят роботы. С ними можно тренироваться, отрабатывать боевые приёмы.

Слайд 8.

Педагог: Робот, который умеет тушить пожары управляется человеком, который находится далеко от опасного места и не пострадает от огня.

Слайд 9.

Педагог: Роботы не боятся сильных морозов и могут работать там, где человек замёрзнет. Полярный робот вездеход исследует поверхность Антарктиды в самых труднодоступных местах и работает от ветра.

Слайд 10.

Педагог: Роботов используют при расчистке завалов, в тех местах, куда человек не может попасть.

Слайд 11.

Педагог: Роботы помогают вести видеосъёмку с высоты, из космоса, совершать новые научные открытия. Их можно отправить даже на другую планету.

Слайд 12.

Педагог: Робот со дна океана передает ученым информацию о подводном мире на Землю. Полярные роботы – вездеходы не боятся сильных морозов и могут работать в самых труднодоступных местах.

Слайд 13.

Педагог: В Японии роботы работаю официантами в кафе. Они принимают заказы, подают блюда и улыбаются клиентам.

Слайд 14

Педагог: Для одиноких и пожилых людей учёные придумали роботов — внуков, с которыми можно поговорить, поиграть и даже сходить на прогулку и робота – собаку.

Слайд 15.

Педагог: Роботов используют для развлечения людей, создания лазерных шоу.

Слайд 16

Педагог: Роботы умеют делать почти всё, что и человек: копировать движения человека, различать эмоции, дружить… И даже выглядеть, как человек.

3. Дидактическая игра «Собери Робота»

(Детям предлагается собрать изображение Робота из разных частей.)

4. Практическая работа:

Педагог: Ребята, сегодня я познакомлю вас с конструктором, из которого мы будем конструировать модели роботов. Он называется «Технолаб». Сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором).

Запрещается:

Вскрывать самостоятельно батарейный блок.

Брать детали в рот.

Бросать детали (особенно батарейный блок), при сильном ударе конструктор может сломаться!

Разрешается:

При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.

Все элементы конструктора хранить в контейнере.

Для запуска и остановки мотора в батарейном блоке нужно нажать красную кнопку.

Воспитатель: А теперь я научу вас правильно собирать и разбирать детали конструктора. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.

Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа.

5. Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.

Педагог: А теперь давайте познакомимся с деталями конструктора Технолаб.

Для запуска и остановки мотора в блоке нужно нажать красную кнопку. Перфорированные пластины разных размеров: колеса, полусфера, большие и маленькие треугольные пластины, пластины в форме дуги, уголки, шины и другие детали.

А сейчас я предлагаю познакомиться с инструкциями по конструированию роботов.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам придумать и построить роботов по собственному замыслу.

Дети самостоятельно конструируют роботов по замыслу из деталей конструктора. Педагог оказывает необходимую помощь.

6. Подведение итогов.

Педагог: Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Педагог: Появилось ли у вас желание мастерить роботов? (ответы детей)

Педагог: Я приготовила для вас ладошки красного, желтого и зеленого цвета.

Если вам было все понятно и легко, то возьмите зеленую ладошку. Если были затруднения в работе, то возьмите желтую ладошку. А если было трудно и непонятно - красную ладошку. Подумайте и сделайте свой выбор!

Дети проводят самооценку деятельности на занятии.

Педагог: Ребята, вы сегодня были внимательными, хорошо потрудились. Молодцы! До новых встреч!

Используемая методическая литература:

1. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Методические рекомендации по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.-120с.

2. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Рабочая тетрадь для организации занятий. Часть1: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.-192с.

3. Стив Мартин. Инженер. Обучающая книга-игра. Эксмо-Пресс., 2017-64с.

4. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы. Издательство Вако, 2011 г. - 176с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего...

Читайте также

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...