Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)

Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Вид проекта: Методическая разработка мероприятия.

Тип проекта: групповой.

Актуальность.

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью;

- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения;

- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация; жетоны- денежки; карточки с заданиями; схемы для оригами «кошелёк», листы бумаги, карандаши, ножницы; памятка для родителей.

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций для мероприятия, подготовить видео фрагментов мультфильма «Простоквашино» и др., онлайн-викторина «Экономика в сказках», пословицы на тему, составление презентации к мероприятию.

Ход мероприятия.

I. Вступительная часть.

1. Приветствие.

Мы очень рады встречи с вами и надеемся, что она будет интересной, увлекательной и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.

2. Знакомство с участниками игры.

Каждый из участников рассказывает шуточную историю из своей жизни. 

Ведущий: Чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Какое животное всегда при деньгах?

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

- Молодцы!

II. Основная часть

Заставка на экране из телепрограммы Устами младенца».

Ведущий: Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшняя встреча – встреча о значимости родительского авторитета в финансовой грамотности дошкольников средствами игры «Устами младенца».

А, вы знаете, что такое финансовая грамотность?

Вот что думают об этом наши воспитанники: (ауди/видеозапись):

  • «Финансовая грамотность – это когда ты умеешь считать деньги».
  • «Это когда хочешь купить что-то в магазине, но не покупаешь, а кладешь в копилку».
  • «Это когда в банк приходишь, а они хотят тебя обмануть, а ты им не поддаешься».
  • «Это когда не покупаешь ерунду, а копишь деньги на нужное».
  • «Когда хочешь сначала взять кредит, а потом передумаешь, потому что надо его всю жизнь платить».

Ведущий: О сложном мире экономики надо говорить ребёнку на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду – это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. В игре детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся, но думаю, и нам взрослым будет интересно.

В нашей игре будут участвовать две команды: команда «рублики», команда «монеточки».

В каждом конкурсе, за каждый правильный ответ команда будет получать «денежку».

Поприветствуем участников.

Чтобы начать игру, необходимо каждому участнику достанет из копилки жетон. (Достают)

Посмотрите на свои жетоны, они вам ничего не напоминают? Да, действительно, это фрагменты денежных купюр. Чья команда быстрее соберет целую банкноту, получит право первыми начать игру.

Участники собирают купюру.

Все мы знаем, что успеха добивается самая дружная, сплаченная команда. Проведем разминку для команд.

Игра «Верю – не верю»

Ведущий: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.

Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?

(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)

Второй вопрос: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)

Третий вопрос: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)

Четвертый вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».

(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

Команды готовы! Начинаем игру, где взрослые учатся понимать детей. За правильные ответы команда получает «денежки».

1 конкурс «Загадалки»

За правильный ответ – 1 денежка.

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…товар

На товаре быть должна обязательна ... цена

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? Банк

Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — от одежды до булавки.
Универмаг, супепмаркет

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. Копилка.

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… Кассир.

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт… Банкир

И врачу, и акробату выдают за труд… Зарплату.

Половинку от зарплаты называют как, ребята? Аванс.

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… Доход.

Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! Бухгалтер.

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? Банкомат

2 конкурс «Рассуждалки»

Правила игры: дается 3 рассуждения. Правильный ответ после первого рассуждения – 3 «денежки», после второго – 2 «денеки», после третьего – 1 «денежка».

(Если первая команда не отгадает, то этот же вопрос задается второй команде.)

1-ая рассуждалка.

1) Это гора золота, которую кололи-кололи — и раскололи, и она превратилась в … Ой!

2) В копилке и в банке на карточке. Но если их много, то лучше хранить дома в копилке, потому что банк может заметит.

3) Нам нужно мясо, в магазине оно стоит 10 ₽ , а здоровья на них не купишь, обычно их носят в кармане. (Деньги)

2-ая рассуждалка

1) «Это для девочек. Он нужен, чтобы купить бриллианты, колечки всякие дорогие, бусы, короны... Тоже его хочу!»

2) «Он нужен, чтобы люди получали деньги, а банк зарабатывал больше из-за процентов».

3) «Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (Кредит)

3 конкурс «Объяснялки»

Правила игры: дети дают объяснение одной вещи (по одному предложению каждый), ведущий обобщает предложения детей. Отгадать с двух попыток: 1-я попытка – 2 «денежки», 2-я попытка – 1 «денежка».

1-я объяснялка – БАНКОМАТ

Попытка 1

«Это такой прибор, робот такой»;

– «Набираешь пароль, а тебе – карточку и бумажки с какими-то цифорками»;

Попытка 2

– «Бумажки все разные»

– «Он выдает деньги – и все!»

2-я объяснялка – РУБЛЬ

Попытка 1.

– «Это такая денежка – я её на квадроцикл коплю»

– «Очень-очень интересно, очень похоже на копейку»

Попытка 2.

– «Он бывает, бумажный, железный, а может и деревянный»

– «Его бережет копейка».

4 конкурс «Побеждалки»

Правило: каждой команде даются карточки со словами, нужно объяснить значение слов соперникам за 1 минуту. За каждое угаданное слово – 1 «денежка».

Монета, банк, цена, зарплата, реклама, безработный, семейный бюджет

Предлагаем немного оддохнуть и послушать высказывания детей о том, сколько денег они хотят зарабатывать, когда вырастут и где лучше хранить свои накопления?

Видеозапись высказываний детей.

Ведущий: Уважаемые родители, огадайте загадку:

Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок

Отправляясь за покупкой, возьми с собою … (кошелек).

Перед вами на столах лежат схемы, которые вы можете использовать для изготовления вашего кошелька.

Практическая деятельность

Игра «Яблоко – груша»

Ведущий: С кошельками закончили, а теперь я хотела бы попросить вас взять листы (если есть желающие из гостей, могут присоединиться) и на одной стороне нарисовать яблоко (рисуют), а на другой, грушу. Вырежете сначала, яблоко, а затем, грушу. У вас не получается, потому что сначала нужно было запланировать место для каждого рисунка. Вот так и с деньгами, чтобы деньги водились в ваших кошельках, их нужно планировать (планировать расходы). Спасибо!

Ведущий: А сейчас подсчитаем, сколько каждая из команд заработала «денежек» во время игры.

Определяют победителя.

III. Заключительная часть

Ведущий: Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей), но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Надеюсь, что то, чем сегодня мы с вами занимались, даст вам понимание важности правильного погружения ребенка в мир финансов. А на примере игр, используя загадки, художественные произведения, мультфильмы и т.д., вы сможете дать своим детям необходимые навыки финансовой грамотности.

Предложить родителям памятки с играми экономической направленности.

Спасибо, до новых встреч!

Заключение

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Надеюсь, что практическая апробация методической разработки позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

Список использованных литературных источников

  1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  2. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
  3. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  5. Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким» 8 вып. / - М.:Просвещение, 1994М. 2004
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курак – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
  8. Электронные рессурсы.

 

Приложение

 Анкета для родителей

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Как ребенок относится к труду?

- охотно принимается за дело

- неохотно принимается за дело

- затрудняюсь ответить

7. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Знают ли дети профессии родителей?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

9. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

11. Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!

 

Литературные загадки о деньгах.

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. (К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха»).
2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? («Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого)
3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад .... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас».

( Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского)
4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон?

(Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».))

Полезные советы родителям

1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

 6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста 2020 г. – год народного творчества в России. Из поколения в поколение...

Организация формирования у дошкольников математических понятий средствами технического творчества в…

Организация формирования у дошкольников математических понятий средствами технического творчества в дополнительном образовании Проблема изучения детьми математических понятий интересовала общество разных времен...

Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе. «Знакомство детей с народным…

Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе. «Знакомство детей с народным праздником «Сороки»; лепка – выпечка из теста жаворонков Цель: создание условий...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...