Конспект НОД по детской риторике «Живут ли в вашем доме волшебные слова?»,
старший дошкольный возраст

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: закрепить навык употребления вежливых слов в различных ситуациях коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости;
  • воспитывать доброжелательные отношения в группе (умение слушать друг друга, помогать друг другу при выполнении дидактических задач).

Образовательные задачи:

  • закрепить умение применять вежливые слова в различных ситуациях.

Развивающие задачи:

  • развивать  коммуникативные  навыки  общения  со сверстниками, развивать связную речь ребенка.

Материалы к занятию: ширма для кукольного театра, объемные геометрические фигуры, фигурки персонажей сказки «Колобок», фигурка сердитого Колобка.

 

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия.

- Здравствуйте ребята и  уважаемые гости.  Меня зовут Татьяна Александровна,  и это занятие  мы проведем  вместе! Сегодня мы с вами поговорим о том, живут ли в вашем доме вежливые слова. А  одно волшебное слово уже прозвучало: «Здравствуйте!». Как еще можно поздороваться? (Доброе утро. Вот еще одно волшебное слово.) Скажите, пожалуйста,  когда люди здороваются, они что друг другу пожимают? Хорошо! Тогда давайте разобьёмся на пары и пожмем друг другу руки. Ребята, предлагаю пофантазировать и придумать другие способы поздороваться. Например, коленками! Или локотками.

Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!». Цель: создание положительного настроя в группе, развитие воображения, снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).

Дыхательная гимнастика.

- Если правильно поздороваться, то хорошее настроение гарантировано. Ребята, у вас какое сейчас настроение? И у меня хорошее. Значит, мы с вами поздоровались от всей души.

Кто может мне сказать, какое сейчас время года? Правильно, весна.  А что весной происходит в природе? Совершенно верно. Как вы думаете, ребята, где лучше всего наблюдать за весенним пробуждением природы? (В парке или лесу) Хотите оказаться в весеннем лесу? Тогда сейчас нас подхватит волшебный ветер, закружит и перенесет в настоящий лес!

«В лесу». Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что мы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить пять-шесть раз.

II. Артикуляционная гимнастика.

- И вот на наш зов слышите? Бежит кто-то. Цокает копытами. Кто же это может быть? (Лошадка) Правильно. Давайте вместе поцокаем язычком как лошадка копытами.

«Лошадка». Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную уздечку (связку). Укреплять мышцы языка.

- Откроем рот и пощелкаем кончиком языка (лошадка цокает копытами). Медленно цокаем – не спеша бежит лошадка, быстро бежит наша лошадка  -цокаем быстрее. Упражнение начинается в медленном темпе, а затем темп убыстряется (лошадка скачет быстрее). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

III. Пальчиковая игра.

- Вот лошадка прискакала. И мы на ней поедем кататься, поедем? По лесу осеннему! Тогда надо сесть в седло на спине лошадки. (Дети садятся за столы на стульчики). Участвуют только пальчики. Язычок отдыхает.  У нас табун лошадок. Кто знает, что такое табун? (Когда много лошадей собирается в месте, то это табун).

«Лошадка».  По дороге белой, гладкой (все пальчики скачет по столу),

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок – цок, цок-цок,

Скачет целый табунок.

IV. Речевая гимнастика.

- А привезла нас лошадка на опушку леса. (Ставится ширма для кукольного театра).  С лошадкой пришла пора расставаться. Что мы скажем нашей лошадке на прощанье?   (до свиданья, спасибо). А мы с вами стоим на опушке леса, а перед нами дом расчудесный. Что же это за дом такой? (Подвести детей к ответу: театр). Правильно, молодцы,  театр! Ребята, а кто живет в театре, чей это дом? (Не актеры, режиссеры, и не зрители. А СКАЗКА!) Дверь закрыта, как войти? Можно постучать, можно ключ поискать, а можно слова заветные сказать:  

 Ры – ры – ры – будьте так добры.

Та- та – та – откройте нам, пожалуйста!

Ли- ли – ли – мы к вам в гости пришли!

Двери открылись, и мы с вами, ребята, оказались в театре. В доме, где живет сказка. Ребята, а в каком доме хорошо жить?

Давайте порассуждаем! Что такое хороший дом? Что нам нужно, чтобы построить хороший дом? (кирпичи) . У меня как раз есть с собой кирпичи. Смотрите, все,  что нужно для хорошего дома. А хорошо где? Там где не только стены крепкие и высокие. Хороший дом там – где дружно живут. Где друг друга уважают. Где любят друг друга.  В таком доме тепло, в таком доме хочется жить. Другими словами дом хорошим делают люди, которые в нем живут, папы и мамы, дочки и сыночки, дедушки и бабушки. Молодцы, ребята, я не сомневаюсь, что у вас дома очень хорошо, потому что вы воспитанные дети и никогда не забываете вежливых слов и стараетесь совершать хорошие поступки. Но давайте вспомним, что мы в гостях у сказки, мы в ее доме. И совсем скоро начнется спектакль, а вот какой, нам поможет узнать веселая физ.минутка.

Физкультминутка: «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(руки месят тесто)

Доставала из печи

(руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи,

(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

Как поставила на стол

(приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел.

(прыжки)

Кто же бегает без ног?

(хлопки в ладоши)

Это желтый Колобок.

Правильно, конечно, Колобок. И сейчас, совсем скоро начнется представление. И пока у нас есть немного времени до начала,  нужно вспомнить правила поведения в театре (телефоны отключить, разговаривать во время спектакля нельзя, ходить тоже, есть во время спектакля некультурно, не забыть поблагодарить артистов аплодисментами в конце спектакля). Молодцы! Вы все верно рассказали про правила поведения в театре!

А чтобы у нас получился настоящий спектакль, мне нужны помощники. Мы сейчас закроем глазки, и перед кем появится фигура героя сказки, тот ребенок проходит за ширму. А перед кем фигурки не будет, у того ребенка будет очень важная роль – зрителя, и он остается на своем месте, устраивается поудобней, чтобы ничего не пропустить. Итак, глазки закрываются, реснички опускаются, дышим легко, ровно, глубоко (голос плавный и тихий). Реснички поднимаются, глазки открываются,  все в сказку отправляются (голос бодрый и громкий).  

V. Постановка проблемы.

- Здравствуйте, уважаемые зрители! Мы рады видеть вас в нашем театре. Впервые на этой сцене и только для вас будет показана постановка сказки «Колобок»! Все мы знаем хорошо знаем эту сказку с детства, но воздухе витает осеннее волшебство и оно как-то странно подействовало на Колобка.  В этой сказке что-то случилось. Давайте посмотрим?

Разыгрывается сказка «Колобок».

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были, не тужили старик со старухой. Все в их доме было хорошо. И стены крепкие, комнаты красивые. Но скучно было деду с бабкой одним. Очень они хотели, чтобы семья у них была большая и дружная. Чтобы можно было собираться всем вместе вечером за большим столом, чай пить и сказки слушать да рассказывать. Надумали они как-то испечь колобок.

Старик старухе и говорит:
 — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!

Здесь появляется фигурка «сердитого Колобка»:
 — Не,  заяц – косой, подавился колбасой, не съешь ты меня, подавишься. Отойди скорей с дороги. А не то кааак стукну!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему волк:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!

«Сердитый Колобок»:
 — Чтооооооо?! Ты кто такой? А ну, дай пройти. А ну, подвинься. Кому сказано? А не то я тебе сейчас сам хвост твой серый откушу!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!
 «Сердитый Колобок»:

- Какой ты, медведь толстый, большой, не обойти тебя. Да разве ты мной наешься? А ну-ка, отойди с дороги. Я пройти хочу! Пусти, кому говорят!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
 — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

«Сердитый Колобок»:

- Да, это я! Я румяный, я хороший! А еще я красивый, умный, здоровый, вот я какой! А теперь лиса с дорожки подвинься, спешу я очень. И хвост свой подбери, мешает, ишь развалился.

И покатился себе Колобок дальше. Никто его есть не стал!

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

А МОЖЕТ БЫТЬ БЫЛО ВСЕ НАОБОРОТ!!!

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были, не тужили старик со старухой. Все в их доме было хорошо. И стены крепкие, комнаты красивые. Но скучно было деду с бабкой одним. Очень они хотели, чтобы семья у них была большая и дружная. Чтобы можно было собираться всем вместе вечером за большим столом, чай пить и сказки слушать да рассказывать. Надумали они как-то испечь колобок.

Старик старухе и говорит:
 — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
 — Здравствуй, Зайка – серенький! Не кушай меня, пожалуйста, я с бабушкой и дедушкой живу. Им без меня плохо будет. Лучше приходи к нам в гости. Пирогов кушать, чай с вареньем пить.

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему волк:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
 — Здравствуй, Волчок – серый бочок! Пожалуйста, не ешь меня. Я с дедушкой и бабушкой живу, плохо им без меня будет. Лучше пойдем вместе гулять, песни петь, друзей новых искать! И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!
 Колобок:

- Здравствуйте, Михайло Потапыч! Не ешьте меня, пожалуйста. Я с дедушкой и бабушкой живу, плохо им без меня будет. Приходите лучше вечером к нам гости, к нам и зайка придет, и Волчок придет. А я вам малинки соберу, да чаю вкусно заварю. Будем с вами вечером чай с малиной пить.

И покатился колобок дальше!

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
 — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок:

- Здравствуй, Лиса Патрикеевна!  Какие слова добрые ты говоришь. Спасибо тебе за похвалу. Только не кушай меня, пожалуйста! Давай лучше друзьями хорошими будем? Приходи ко мне в гости, пирогов покушать и сказки послушать.

Не стала Лиса кушать Колобка, дружить оказалось интересней. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

Артисты выходят из-за ширмы на поклон. Аплодисменты.

- Спасибо, ребята, хорошая сказка у нас получилась?  А какая вам больше понравилась про сердитого Колобка или про вежливого? А почему?

- Давайте с вами порассуждаем, кто же такой вежливый человек? Ребенок? Папа? Мама?  Воспитатель? А вы, ребята, какими быть хотите? Что для этого делать надо? Молодцы! Все правильно!  И тогда дома у нас будет тепло и хорошо!

- Пришла пора нам в детский сад опять возвращаться. А для этого нужно волшебный движения совершить. «Покрутились,  повернулись, в детский сад опять вернулись!».

VI. Рефлексия.

- А в конце нашей встречи, я хочу попросить вас вот о чем: если вам было сегодня интересно оказаться в театре и узнать,  для чего нам нужны волшебные слова, то поднимите, пожалуйста, большой палец вверх. Вот теперь я точно знаю, что наш день прошел не зря!

- Спасибо большое вам, ребята,  за ваше знание вежливых слов, за ваше хорошее настроение, которым вы щедро поделились с гостями и со мной. До свидания ребята!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«В гости к Весне»

«В гости к Весне» Очень долго ждали мы в этом году наступление весны. Но она к нам не спешила, и тогда...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Читайте также

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо»

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо» Цель: сформировать у детей понятие «вежливое поведение».  Задачи: • учить детей выражать свою благодарность...

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...