Конспект НОД по детской риторике «Живут ли в вашем доме волшебные слова?»,
старший дошкольный возраст
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: закрепить навык употребления вежливых слов в различных ситуациях коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные задачи:
- воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости;
- воспитывать доброжелательные отношения в группе (умение слушать друг друга, помогать друг другу при выполнении дидактических задач).
Образовательные задачи:
- закрепить умение применять вежливые слова в различных ситуациях.
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, развивать связную речь ребенка.
Материалы к занятию: ширма для кукольного театра, объемные геометрические фигуры, фигурки персонажей сказки «Колобок», фигурка сердитого Колобка.
Ход занятия:
I. Ритуал приветствия.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Меня зовут Татьяна Александровна, и это занятие мы проведем вместе! Сегодня мы с вами поговорим о том, живут ли в вашем доме вежливые слова. А одно волшебное слово уже прозвучало: «Здравствуйте!». Как еще можно поздороваться? (Доброе утро. Вот еще одно волшебное слово.) Скажите, пожалуйста, когда люди здороваются, они что друг другу пожимают? Хорошо! Тогда давайте разобьёмся на пары и пожмем друг другу руки. Ребята, предлагаю пофантазировать и придумать другие способы поздороваться. Например, коленками! Или локотками.
Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!». Цель: создание положительного настроя в группе, развитие воображения, снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).
Дыхательная гимнастика.
- Если правильно поздороваться, то хорошее настроение гарантировано. Ребята, у вас какое сейчас настроение? И у меня хорошее. Значит, мы с вами поздоровались от всей души.
Кто может мне сказать, какое сейчас время года? Правильно, весна. А что весной происходит в природе? Совершенно верно. Как вы думаете, ребята, где лучше всего наблюдать за весенним пробуждением природы? (В парке или лесу) Хотите оказаться в весеннем лесу? Тогда сейчас нас подхватит волшебный ветер, закружит и перенесет в настоящий лес!
«В лесу». Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что мы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить пять-шесть раз.
II. Артикуляционная гимнастика.
- И вот на наш зов слышите? Бежит кто-то. Цокает копытами. Кто же это может быть? (Лошадка) Правильно. Давайте вместе поцокаем язычком как лошадка копытами.
«Лошадка». Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную уздечку (связку). Укреплять мышцы языка.
- Откроем рот и пощелкаем кончиком языка (лошадка цокает копытами). Медленно цокаем – не спеша бежит лошадка, быстро бежит наша лошадка -цокаем быстрее. Упражнение начинается в медленном темпе, а затем темп убыстряется (лошадка скачет быстрее). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
III. Пальчиковая игра.
- Вот лошадка прискакала. И мы на ней поедем кататься, поедем? По лесу осеннему! Тогда надо сесть в седло на спине лошадки. (Дети садятся за столы на стульчики). Участвуют только пальчики. Язычок отдыхает. У нас табун лошадок. Кто знает, что такое табун? (Когда много лошадей собирается в месте, то это табун).
«Лошадка». По дороге белой, гладкой (все пальчики скачет по столу),
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок – цок, цок-цок,
Скачет целый табунок.
IV. Речевая гимнастика.
- А привезла нас лошадка на опушку леса. (Ставится ширма для кукольного театра). С лошадкой пришла пора расставаться. Что мы скажем нашей лошадке на прощанье? (до свиданья, спасибо). А мы с вами стоим на опушке леса, а перед нами дом расчудесный. Что же это за дом такой? (Подвести детей к ответу: театр). Правильно, молодцы, театр! Ребята, а кто живет в театре, чей это дом? (Не актеры, режиссеры, и не зрители. А СКАЗКА!) Дверь закрыта, как войти? Можно постучать, можно ключ поискать, а можно слова заветные сказать:
Ры – ры – ры – будьте так добры.
Та- та – та – откройте нам, пожалуйста!
Ли- ли – ли – мы к вам в гости пришли!
Двери открылись, и мы с вами, ребята, оказались в театре. В доме, где живет сказка. Ребята, а в каком доме хорошо жить?
Давайте порассуждаем! Что такое хороший дом? Что нам нужно, чтобы построить хороший дом? (кирпичи) . У меня как раз есть с собой кирпичи. Смотрите, все, что нужно для хорошего дома. А хорошо где? Там где не только стены крепкие и высокие. Хороший дом там – где дружно живут. Где друг друга уважают. Где любят друг друга. В таком доме тепло, в таком доме хочется жить. Другими словами дом хорошим делают люди, которые в нем живут, папы и мамы, дочки и сыночки, дедушки и бабушки. Молодцы, ребята, я не сомневаюсь, что у вас дома очень хорошо, потому что вы воспитанные дети и никогда не забываете вежливых слов и стараетесь совершать хорошие поступки. Но давайте вспомним, что мы в гостях у сказки, мы в ее доме. И совсем скоро начнется спектакль, а вот какой, нам поможет узнать веселая физ.минутка.
Физкультминутка: «Колобок»
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
Правильно, конечно, Колобок. И сейчас, совсем скоро начнется представление. И пока у нас есть немного времени до начала, нужно вспомнить правила поведения в театре (телефоны отключить, разговаривать во время спектакля нельзя, ходить тоже, есть во время спектакля некультурно, не забыть поблагодарить артистов аплодисментами в конце спектакля). Молодцы! Вы все верно рассказали про правила поведения в театре!
А чтобы у нас получился настоящий спектакль, мне нужны помощники. Мы сейчас закроем глазки, и перед кем появится фигура героя сказки, тот ребенок проходит за ширму. А перед кем фигурки не будет, у того ребенка будет очень важная роль – зрителя, и он остается на своем месте, устраивается поудобней, чтобы ничего не пропустить. Итак, глазки закрываются, реснички опускаются, дышим легко, ровно, глубоко (голос плавный и тихий). Реснички поднимаются, глазки открываются, все в сказку отправляются (голос бодрый и громкий).
V. Постановка проблемы.
- Здравствуйте, уважаемые зрители! Мы рады видеть вас в нашем театре. Впервые на этой сцене и только для вас будет показана постановка сказки «Колобок»! Все мы знаем хорошо знаем эту сказку с детства, но воздухе витает осеннее волшебство и оно как-то странно подействовало на Колобка. В этой сказке что-то случилось. Давайте посмотрим?
Разыгрывается сказка «Колобок».
На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были, не тужили старик со старухой. Все в их доме было хорошо. И стены крепкие, комнаты красивые. Но скучно было деду с бабкой одним. Очень они хотели, чтобы семья у них была большая и дружная. Чтобы можно было собираться всем вместе вечером за большим столом, чай пить и сказки слушать да рассказывать. Надумали они как-то испечь колобок.
Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Здесь появляется фигурка «сердитого Колобка»:
— Не, заяц – косой, подавился колбасой, не съешь ты меня, подавишься. Отойди скорей с дороги. А не то кааак стукну!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
«Сердитый Колобок»:
— Чтооооооо?! Ты кто такой? А ну, дай пройти. А ну, подвинься. Кому сказано? А не то я тебе сейчас сам хвост твой серый откушу!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
«Сердитый Колобок»:
- Какой ты, медведь толстый, большой, не обойти тебя. Да разве ты мной наешься? А ну-ка, отойди с дороги. Я пройти хочу! Пусти, кому говорят!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
«Сердитый Колобок»:
- Да, это я! Я румяный, я хороший! А еще я красивый, умный, здоровый, вот я какой! А теперь лиса с дорожки подвинься, спешу я очень. И хвост свой подбери, мешает, ишь развалился.
И покатился себе Колобок дальше. Никто его есть не стал!
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
А МОЖЕТ БЫТЬ БЫЛО ВСЕ НАОБОРОТ!!!
На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были, не тужили старик со старухой. Все в их доме было хорошо. И стены крепкие, комнаты красивые. Но скучно было деду с бабкой одним. Очень они хотели, чтобы семья у них была большая и дружная. Чтобы можно было собираться всем вместе вечером за большим столом, чай пить и сказки слушать да рассказывать. Надумали они как-то испечь колобок.
Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок:
— Здравствуй, Зайка – серенький! Не кушай меня, пожалуйста, я с бабушкой и дедушкой живу. Им без меня плохо будет. Лучше приходи к нам в гости. Пирогов кушать, чай с вареньем пить.
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок:
— Здравствуй, Волчок – серый бочок! Пожалуйста, не ешь меня. Я с дедушкой и бабушкой живу, плохо им без меня будет. Лучше пойдем вместе гулять, песни петь, друзей новых искать! И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок:
- Здравствуйте, Михайло Потапыч! Не ешьте меня, пожалуйста. Я с дедушкой и бабушкой живу, плохо им без меня будет. Приходите лучше вечером к нам гости, к нам и зайка придет, и Волчок придет. А я вам малинки соберу, да чаю вкусно заварю. Будем с вами вечером чай с малиной пить.
И покатился колобок дальше!
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок:
- Здравствуй, Лиса Патрикеевна! Какие слова добрые ты говоришь. Спасибо тебе за похвалу. Только не кушай меня, пожалуйста! Давай лучше друзьями хорошими будем? Приходи ко мне в гости, пирогов покушать и сказки послушать.
Не стала Лиса кушать Колобка, дружить оказалось интересней. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Артисты выходят из-за ширмы на поклон. Аплодисменты.
- Спасибо, ребята, хорошая сказка у нас получилась? А какая вам больше понравилась про сердитого Колобка или про вежливого? А почему?
- Давайте с вами порассуждаем, кто же такой вежливый человек? Ребенок? Папа? Мама? Воспитатель? А вы, ребята, какими быть хотите? Что для этого делать надо? Молодцы! Все правильно! И тогда дома у нас будет тепло и хорошо!
- Пришла пора нам в детский сад опять возвращаться. А для этого нужно волшебный движения совершить. «Покрутились, повернулись, в детский сад опять вернулись!».
VI. Рефлексия.
- А в конце нашей встречи, я хочу попросить вас вот о чем: если вам было сегодня интересно оказаться в театре и узнать, для чего нам нужны волшебные слова, то поднимите, пожалуйста, большой палец вверх. Вот теперь я точно знаю, что наш день прошел не зря!
- Спасибо большое вам, ребята, за ваше знание вежливых слов, за ваше хорошее настроение, которым вы щедро поделились с гостями и со мной. До свидания ребята!
Читайте также |
---|
«В гости к Весне»
«В гости к Весне» Очень долго ждали мы в этом году наступление весны. Но она к нам не спешила, и тогда...
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»
Хрестоматия «Куклы-обереги»
Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...