НОД для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Казачки Дарьи»

 

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью и бытом казаков, их традициями, прививать чувство уважения к прошлому русского народа.

Предварительная работы: Посещение музея, беседы, образовательная деятельность посвященная истории казачества, встречи с казаками станицы, участие в фольклоре.

 

Ход:

Комната оформлена под русскую избу: печь, стол, на столе самовар, пироги. Тетушка Дарья сидит на лавке, слышится стук в дверь. В горницу входят дети.

- Здравствуйте, здесь живет тётушка Дарья?

Тетушка Дарья – здесь, здесь, здравствуйте, дети!

- Просим на избу.

- Красному гостю, красное место.

- Милости просим, а хлеб, соль, по старинному за хлебом, солью всякая беседа хороша. Рассаживайтесь, да рассказывайте. Чьи вы будете? Откуда?

1 ребенок: Мы казачата, из детского сада «Веселый улей», живём в казачьей станице Старопавловской.

2 ребенок: Там где речка Неволька струится

Казаки и казачки живут в станице

Жить продолжают в привольном краю

Издавна помнят историю свою

Мы казачата гордимся станицей

Традиции дедов продолжить стремимся!

Тетушка Дарья – ну молодцы, ребята, хорошие слова вы сказали о своей станице. А вы знаете кто такие казаки?

3 ребенок: Казаки, по – татарски, значит вольные люди, они селились по берегам Дона, Кубани, Терека, их так и называли: Донские, Кубанские, Терские казаки.

4 ребенок: Были казаки люди храбрые, удалые, смелые, честные, горячо, преданно беззаветно любящие свою Родину Россию. У казаков была такая пословица:-«Человек без Родины, что соловей без песни!»

Тетушка Дарья – ой, ребята, я весною на завалинке.

А зимою в горенке посиживаю

Сижу на народ всегда гляжу

Всё всегда запоминаю и в копилку собираю (показывает плетёную корзинку, это моя корзинка – копилка. Мне понравилась ваша пословица о Родине, положу кА я её в корзинку- копилку.

Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки.

Кто смышленей погляжу.

1. Кто приходит, кто уходит

Всё её за ручку водят (дверь)

2. Межи деревянные, а поля стеклянные. (окна)

3. В избе-изба

На избе труба

Зашумело в избе,

Загудело в трубе

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (печь)

4. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (стол)

5. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь, да вода (самовар)

Тетушка Дарья Молодца ребята, смышлёные, все загадки отгадали.

5 ребенок: Тётушка Дарья мы знаем, что казаки были очень трудолюбивы, они трудились весной, летом от зари до зари. Сеяли, растили пшеницу, просо. Даже зимой, собираясь на посиделки, не сидели без дела. Женщины пряли, вышивали, вязали, мужчины чинили сбруи, сети. Работали и пели задушевные песни.

Слушание казачьей песни.

6 ребенок: Мы знаем много пословиц о труде подарим их вам вашу копилку.

  • Долог день до вечера коли делать нечего.
  • Поспешишь, людей насмешишь.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Была бы охота - будет ладится работа.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Кончил дело, гуляй смело.

Тетушка Дарья: Вот спасибо, пополнилась моя копилка, а за это подарю вам песню, русскую, раздольную, я помню, как певали в избах! Красота! Казачки, сидя у кудели в избах! Девки пели за селом, а мужики за праздничным столом. Пели так, что аж избу качало. Просто без особенных затей.

Песня «А я по лугу»

6 ребёнок: Мне рассказывала бабушка, что детей с раннего детства приучали к труду. У детей с раннего детства вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. Мальчика с 2х лет сажали на коня. Конь для казака был помощником, опорой в хозяйстве. На военную службу казак уходил с конем. Мальчики выполняли тяжёлую работу по хозяйству на ровне с мужчинами.

7 ребёнок: Учили казачат быть добрыми, справедливыми выполнять заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей.

8 ребёнок: Матери и бабушки обучали девочек любить и беречь семью. Девочек учили рукоделию, шитью, вязанию, вышиванию, умению приготовить обед.

9 ребёнок: Девочкам внушали: лаской, уговорами больше берите. На упрямое слово не сердитесь, на противное - не гневайтесь. Поэтому в старинных казачьих семьях всегда были лад и согласие.

10 ребёнок: Умели русские люди работать до седьмого пота, а в праздники любили веселиться. В Рождество и под Новый год колядовали, пели колядки, девушки гадали.

11 ребёнок: Хотите мы споём колядку?

Тетушка Дарья: Послушаю, да вам подпою.

Пение колядки

12 ребёнок: Русские люди любили шутки, да смех, веселые частушки, в которых высмеивали ленивых, да нерадивых.

Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте - ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

Частушки «Ди-да, ди-да, ди-да»

Тетушка Дарья: Ох, порадовали вы меня, ребята, но откуда вы всё знаете, как жили казаки, о их традициях.

13 ребёнок: Нам много рассказывали воспитатели и наши бабушки и дедушки. У нас в станице в детском саду есть музей, мы знакомимся, как жили казаки давным-давно.

14 ребёнок: Мы мечтаем продолжить традиции наших дедов, а помогают нам воспитатели. На занятиях по рисованию, музыкальных занятиях, на прогулке мы играем в казачьи игры.

Мы сейчас поиграем в казачью игру «на горе мак»

15 ребёнок: Посмотрите, тетя Дарья, какие рисунки мы нарисовали. Здесь и казак с казачкой, и казачата в национальных костюмах. И утварь, которой пользовались казаки.

16 ребёнок: А это наш дуб – ровесник нашей станицы, он был свидетелем всех событий, которые происходили в станице.

17 ребёнок: Растет могучий дуб

Закованный цепями

С рождения станицы

Он шумит ветвями

Под взором дуба проходила

Вся история станицы

Казаками нашими он может гордиться.

Тетушка Дарья:

Ребята, а вы знаете, какой утварью пользовались казаки? Ответы детей.

18 ребёнок: Казаки, русские люди были очень гостеприимны. Замечательная пословица есть у русских людей: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Тетушка Дарья: А и в правду, ребята заслушалась я вас, да и забыла за угощение, а ведь: «Соловья баснями не кормят» Садитесь за стол, да за самовар с чаем, да пирогами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»