Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить»

Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.

Во-первых, ребенок должен родиться с нормально развитым речевым аппаратом (мозг, носоглотка, легкие, язык, губы, щеки, зубы, мягкое нёбо и нижняя челюсть).

Зависит ли это от родителей? Безусловно, зависит. Ведь в начале беременности закладываются центральная нервная система и основные жизненноважные органы ребенка. Родителям надо только вести правильный образ жизни, излечить свои болезни и следить за течением беременности матери, которая должна правильно питаться, отказаться от курения, спиртных напитков, остерегаться заболеваний и травм.

Но вот ребенок благополучно родился. Теперь ему необходим хороший уход. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слыша слова, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при незначительном снижении слуха, он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому надо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваний органов слуха – своевременно лечить.

Следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать носом, предупреждать хронический насморк. Оберегайте детей от травм, инфекций и хронических заболеваний.

Все это были предпосылки физического здоровья. Но нельзя забывать и об умственном здоровье, ведь интеллектуальное и речевое богатство ребенка зависит от того, как вы общаетесь с ним. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, что вы делаете: кормите, пеленаете, одеваете, укладываете спать или играете во время бодрствования. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно (гуление, а затем лепет). Называйте предметы, действия во время игры, вводите в мир звучащих игрушек.

В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод – вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание (Где бибика? Ляля хочет бай-бай), сюсюкать.

Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, Л до пяти–шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц - до четырех–пяти лет, звуков С, З – до трех–четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту - логопеду.

Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, что бы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец (Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорррошая). Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его.

Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки (рассказа). Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже (когда он поспит). Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали … Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.

 

 

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте!Ин тересуют конспекты занятий?Напи шите возможности приобретения .Спасибо!

    Подробнее...