Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях
погружения в цифровое пространство»

В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами...

Однако такое безобидное, на первый взгляд, увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.

Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.

Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.

По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана.

В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, ребёнок не желает овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок мала читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям его психики. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку, уводя его в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями, отдаляя реальность.

Зависимость современных Молодых людей от потребления цифрового контента грозит человечеству интеллектуальной деградацией и своеобразному разделению на умных и глупых.

Действительно, в связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключается в том, что детям нравится проводить время у экрана, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев, если в обществе, кругу общения и той среде, в которой ребенок взрослеет, принято пользоваться всеми доступными электронными средствами, экранная зависимость практически неизбежна.

Стоит отметить, что многие Родители чувствуют отрицательное воздействие повсеместно светящихся экранов на детей.

Мы видим припадки в ответ на лишение доступа к устройствам, потерю концентрации в то время, когда дети не подвергаются постоянной стимуляции со стороны устройств. Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены» к онлайн жизни. На самом деле ситуация еще сложнее. Сейчас уже известно, что планшеты, смартфоны и игровые консоли являются одной из форм цифрового наркотика. Недавние исследования мозговой активности показывают, что эти гаджеты негативно влияют на лобную долю коры головного мозга. Она контролирует дофаминовую систему (это система награды за игру и т.д.), отвечающую за вознаграждение, внимание, кратковременную память. Примечательно, что такое же воздействие на мозг имеет кокаин. (СЛАЙД)

Новые цифровые технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина — нейротрансмиттера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании самой настоящей зависимости. Мозг ребенка, играющего, например, в Мшесгай, выглядит так же, как мозг под действием наркотических препаратов. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детей от экранов, и дошкольники так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. (СЛАЙД)

Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость, агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.

Время у экрана и цифровая эра — то, что мешает развитию навыков, которые родители с таким энтузиазмом воспитывают в своих детях. Способность концентрироваться, привлекать внимание, расширять свой словарный запас, ощущать отношение другого человека и общаться с ним — все это ослаблено цифровой зависимостью.

Большинство проблем связано с количеством стимулов, которые предлагает нам устройство, потому что именно эти гаджеты дают человеку возможность обрабатывать несколько действий в одном случае. Следовательно, мы избавляемся от необходимости обрабатывать информацию самим.

Скажем так: в отличие от матери, читающей историю ребенку, рассказанная на смартфоне история в одно мгновение передает слова и картинки молодому читателю. Дети, которые следят за историями на своем смартфоне, становятся ленивыми, потому что думают за них и, как результат, их собственные когнитивные мышцы остаются слабыми.

Между тем следует отметить что такое, безобидное, на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.

Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие других интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.

Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В этом-то и кроется гигантская приманка.

Иногда в реальных жизненных ситуациях ребенок продолжает действовать будто бы исходя из личности героя компьютерной игры. В его сознании стирается грань между добром и злом, он становится жестоким. Проливается ли в игре чья-то кровь, убивает или ранит своего соперника персонаж, которым управляет дошкольник, — все это не пугает его, не заставляет переживать и сочувствовать. Вот почему в обычной жизни современные дети чаще агрессивные и черствые. (СЛАЙД)

То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребенок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.

Уже определен ряд предупреждающих знаков цифровой зависимости, которые варьируются от ребенка к ребенку и могут находиться под влиянием ряда факторов, таких как домашняя обстановка, а также социальное и экономическое положение семьи.

Предупреждающих знаков, на которые нужно обратить внимание и начинать исправлять ситуацию.

  1. Ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием.
  2. Постоянно требует поставить ему мультики или смотрит все подряд.
  3. «Выключается» из реального мира, становится рассеянным и несобранным. Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или телевизор.
  4. Перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между ребенком и взрослыми нарастает).
  5. Постоянно просит скачать новые игры или делает это сам.
  6. Перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.
  7. Отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера, телевизора.

При бесконтрольном проведении времени за монитором у ребенка могут появиться следующие проблемы со здоровьем:

  • ухудшение зрения (слизистая оболочка глаз страдает от сухости);
  • ухудшение осанки;
  • головные боли;
  • симптомы хронической усталости;
  • нарушения сна и аппетита.

Наряду с этим у дошкольника возникают проблемы в эмоциональной сфере (страхи, фобии, агрессивность), особенно если он играет в игры, связанные с насилием, «стрелялками». У зависимых людей наблюдаются различные виды навязчивых действий (ребенок грызет ногти, сосет пальцы, у него подергиваются какие-то части тела); имеют место психофизиологические реакции (нервный тик, энурез, заикание) В дополнение к этому, как правило, возникают социальные проблемы: дети испытывают трудности в общении со сверстниками становятся замкнутыми, грубыми.

Что мы можем сделать? Оказывается, очень много. И это не так

уж сложно и трудновыполнимо:

- установить обеденную зону как «зону без устройств»,

- определить день без светящихся экранов,

- объявить Интернету тайм-аут (отключите его во всем доме на несколько часов и не пользуйтесь сетью сами),

- установить территорию зарядки, чтобы дети не брали свои устройства с собой в кровать,

- выделить определенные дни для пользования гаджетами.

Ребенок, занимающийся творчеством и близкий к своей семье, с меньшей вероятностью захочет убежать в вымышленный цифровой мир.

Поэтому давайте начнем с себя и, будучи взрослыми, образованными, организованными и способными к саморегуляции людьми, будем сами следовать простым правилам эксплуатации своих устройств: поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени, отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк, проверяйте почту систематически, а не спонтанно, убирайте телефон за час до сна и не включайте его час после пробуждения.

- Как взрослый может оградить ребёнка от этой зависимости?

(Предполагаемые ответы.)

- Чем мы как взрослые можем заинтересовать ребёнка?

(Слайды.)

А еще просто общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас, здоровайтесь и разговаривайте с людьми, переживайте за других, ставьте себя на чужое место, смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифровой зависимости, цените людей, которые рядом с вами.

И помните: цифровые технологии — это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального есть человек. Общение с ним, конечно, не всегда бывает простым, но это отличный тренажер для нашего мышления.



Новые публикации

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В мире добра»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В мире добра» Программные задачи: - углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; - совершенствовать...

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь - это...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома   Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там жизнь" Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой...

Консультация для родителей "Почему ребенку нужна игра"

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) «Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев) Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться...