Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста

C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает с самого детства.

Мы живём в Сибири, где озеро Байкал – мировая природная достопримечательность, великолепный источник красоты, мощи и величия. Байкал – это своеобразный музей, живая лаборатория природы.

Нам важно, воспитать личность, способную позитивно взаимодействовать с природой, быть гуманными и экологически грамотными к окружающей природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой». Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе.

Работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, бережному отношению к всемирному наследию озера Байкал, к его природе следует начинать планомерно, с дошкольного возраста, используя различные методы.

1. Словесные методы:

Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходит персонаж Сибирячек, знакомит детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (прослушивание аудиозаписи шума леса, голосов птиц, зверей. Проведение игр «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

Составление экологических сказок направлено на развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (сказки на тему: «Байкал в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

Загадки – на обогащение словаря (придумывание детьми загадок, используя прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (подготовка сообщений и выступление с ними на занятиях: о нерпе, о голомянке, о зимующих птицах и др.)

2. Методы экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составление сказок на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Байкале»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (знакомство дошкольников со свойствами природного материала).

Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Байкал грустный, грозный, приветливый и др.

3. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Байкал – сердце Сибири», КВН «Тайга – наше богатство).

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Сибири», «Цветы и травы Сибири».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (отражение последовательности изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проведение конкурсов «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

4. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с целью донесения детям всей красоты нашего края («Заповедники Байкала», «Цветы Сибири», «Легенды байкальского леса»).

Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Байкал – батюшка, Сибирь – матушка.

1

2

В результате применения вышеперечисленных методов и приёмов работы по воспитанию бережного отношения к природе озера Байкал дети испытают чувство гордости и любви к родному краю, так как узнают, что это озеро сказочно красивое, одно из самых древних и самых глубоких озёр мира.

Однако, положительный результат, может быть достигнут только при условии взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников)

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Привлекать родителей к пополнению мини-музея «Байкал-жемчужина Сибири», изготовлению макета «Байкал», к пошиву костюмов кукол «Байкал» и «Ангара», к участию в акции «Мы за чистый Байкал», «Защитим Байкал».

Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Только милосердие, доброта, отзывчивость послужат раскрытию черт характера, которые станут видеть и слышать окружающую среду такой, какая она есть в действительности, вызовут у детей глубокий интерес к ней, расширят их знания, сформируют твердый характер, стойкость и силу духа. Научившись любить природу, дети в дальнейшем никогда не будут рвать цветы, разорять гнезда, обижать слабых и беззащитных.

Список литературы:

- Бойченко В.С. и др. «Байкальский заповедник» Изд. «Русская книга» Москва 1993.

- Галазий Г.И. «Байкал» (в вопросах и ответах) Изд. «Восточно-сибирское» Иркутск 1987.

- Гусев О.К. «Вокруг Байкала» Москва 1979.

- Мишарина Л.А. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» Иркутск, 2006.

- Мишарина Л.А., В.А. Горбунова «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья» Иркутск 2004.

- Фрейдберг А., Сергеев М. «Байкал» Изд. «Планета» Москва 1990.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Читайте также

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду Проведение пальчиковых игр Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем...

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»