Сайт для воспитателей детских садов



Использование методов и приемов ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

 

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение ценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поэтому, использование современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его творческих способностей является важным условием моей работы.

Среди многообразия современных образовательных технологий для дошкольников я использую приемы ТРИЗ – технологии. Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Приемы ТРИЗ - технологии стимулируют познавательную, творческую и речевую активность детей, учат мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе, с помощью метода противоречий, я учу детей находить и различать противоречия, которые окружают нас повсюду. Например, игра «Хорошо – плохо». Дети отвечают что хорошо, а что плохо на примере природных явлений «Дождь – это хорошо, потому что растения буду лучше расти. Дождь - это плохо, потому – что можно промочить ноги, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» (Солнце – это хорошо, потому что тепло, ярко, можно загорать, но солнце плохо, потому что можно получить солнечный удар.) Также я использую игры «Скажи наоборот», «Нравится, не нравится».

На втором этапе – учу детей фантазировать, изобретать, используя такие игры, как «На что это похоже?», «Дорисуй», «Что было бы если…». Также я использую прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо. Варианты игр: «Изобрази животное», «Перевоплощение», «Подзорная труба». Малыши перевоплощаются в птичек или зайчиков, дети старшего дошкольного возраста могут представить себя в роли цветка, которого забыли полить. Эти игры развивают творческое воображение детей, активизируют мыслительную деятельность. Отождествляя себя с кем - либо дети учатся умению сопереживать этому объекту.

Третий этап – решение сказочных задач и придумывание сказок. На это этапе я использую метод Мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий, например игры «Кто на что похож?», «Узнай меня». Например, на что похожа бабочка? (на цветок, бантик, листок). Также я использую Метод «Каталога» (нанизывания на нитку) разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Цель метода: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию, формирование умения составлять сказочный текст по модели. Составляем сказку, в которой присутствуют два персонажа (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Волшебной шкатулки». В ней находятся картинки и игрушки для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления текста с детьми старшего возраста использую незнакомые им тексты. Например: «Жил-был кто?» Я открывает книгу на любой странице, предлагаю ребенку указать пальцем на слово: «Жил-был… стол!». Значит, история будет про стол.» Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название, пересказывают и рисуют иллюстрации.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации, т.е. решать изобретательские задачи. Для решения задач и проблемных ситуаций использую методаку ДАРИЗ Пчелкиной Е.Л.

Методы и приемы ТРИЗ – технологии помогают развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, любознательность, творческую активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены, как целевые ориентиры ФГОС ДО.





Новые публикации

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках»

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках» Существует множество вариантов различных театров, которые очень нравятся детям и взрослым. На многих сайтах встречаются интересные статьи...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешес…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по математическим тропкам» Цель занятия: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога. Задачи: Обучающие: Упражнять в...

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Прир…

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природыТема: «Природа - наш дом» Цель: формирование гармоничных отношений между родителями и детьми в...

Читайте также

Конспект открытого занятия «Улица города»

Конспект открытого занятия «Улица города» Цели: - Учить детей конструировать легковую машину, устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. - Развивать интерес...

Спортивный праздник «Малые Зимние Олимпийские игры – 2014»

Спортивный праздник«Малые Зимние Олимпийские игры – 2014» для детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия: оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий...

Экологический проект «Сохраним ёлочку»

Экологический проект «Сохраним ёлочку» Содержание Тип: исследовательско - творческий. Срок: краткосрочный (2 недели) Место проведения: МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 178 «Звездочка» По количеству участников:...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Уголок пожарной безопасности в младшей…

Заботиться  о  пожарной  безопасности  дома, в детском  саду, на улице необходимо всегда. Поэтому  мы в своей  группе совместно  с родителями создали  такой  уголок  пожарной  безопасности, чтобы дети  имея  перед  собой...

Поздравляем наших пап!

22 февраля 2019 года  воспитанники 6 группы Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка и их родители собрались в музыкальном зале, чтобы отпраздновать День защитника Отечества. Воспитатели группы Стрельцова Жанна...

Конспект НОД по развитию речи у детей ср…

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Задачи: - подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; -учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. Материалы: картина «Собака со щенятами», игрушки-...

Игры и упражнения для детей в период ада…

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Цель игр — это не развитие...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство