Сайт для воспитателей детских садов



Использование методов и приемов ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

 

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение ценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поэтому, использование современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его творческих способностей является важным условием моей работы.

Среди многообразия современных образовательных технологий для дошкольников я использую приемы ТРИЗ – технологии. Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Приемы ТРИЗ - технологии стимулируют познавательную, творческую и речевую активность детей, учат мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе, с помощью метода противоречий, я учу детей находить и различать противоречия, которые окружают нас повсюду. Например, игра «Хорошо – плохо». Дети отвечают что хорошо, а что плохо на примере природных явлений «Дождь – это хорошо, потому что растения буду лучше расти. Дождь - это плохо, потому – что можно промочить ноги, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» (Солнце – это хорошо, потому что тепло, ярко, можно загорать, но солнце плохо, потому что можно получить солнечный удар.) Также я использую игры «Скажи наоборот», «Нравится, не нравится».

На втором этапе – учу детей фантазировать, изобретать, используя такие игры, как «На что это похоже?», «Дорисуй», «Что было бы если…». Также я использую прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо. Варианты игр: «Изобрази животное», «Перевоплощение», «Подзорная труба». Малыши перевоплощаются в птичек или зайчиков, дети старшего дошкольного возраста могут представить себя в роли цветка, которого забыли полить. Эти игры развивают творческое воображение детей, активизируют мыслительную деятельность. Отождествляя себя с кем - либо дети учатся умению сопереживать этому объекту.

Третий этап – решение сказочных задач и придумывание сказок. На это этапе я использую метод Мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий, например игры «Кто на что похож?», «Узнай меня». Например, на что похожа бабочка? (на цветок, бантик, листок). Также я использую Метод «Каталога» (нанизывания на нитку) разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Цель метода: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию, формирование умения составлять сказочный текст по модели. Составляем сказку, в которой присутствуют два персонажа (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Волшебной шкатулки». В ней находятся картинки и игрушки для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления текста с детьми старшего возраста использую незнакомые им тексты. Например: «Жил-был кто?» Я открывает книгу на любой странице, предлагаю ребенку указать пальцем на слово: «Жил-был… стол!». Значит, история будет про стол.» Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название, пересказывают и рисуют иллюстрации.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации, т.е. решать изобретательские задачи. Для решения задач и проблемных ситуаций использую методаку ДАРИЗ Пчелкиной Е.Л.

Методы и приемы ТРИЗ – технологии помогают развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, любознательность, творческую активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены, как целевые ориентиры ФГОС ДО.





Новые публикации

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019) Тема…

Планирование воспитательно-образовательной работы (04.03.2019 – 07.03.2019)Тема: «Мамин праздник. Женские профессии». Итоговое мероприятие: музыкальный праздник «Масленица» Понедельник 04.03.2019 Понеденльник   2 сентября Утро: Совместная...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка»

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осенняя сказка» Входят дети в зал, встают полукругом возле листочков. Ведущий: Как я рада, ребята, что мы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошколь…

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Расписная ложечка моя» Образовательная область «Художественное творчество». Задачи: расширить знания детей о деревянной ложке; продолжать знакомить детей...

Читайте также

Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления д…

Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников   Как ни крути, а должное внимание к постоянной тренировке системного мышления...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре в средней группе

Конспект сюжетного занятия по физической культуре в средней группе Цель: развивать физические, нравственные качества детей. Программное содержание: 1) закрепить умение легко ходить и...

Композиция корзина с каллами

Композиция корзина с каллами   Задачи. Учить детей складывать цветы из ватных дисков. Учить вырезать листья из бумажных квадратов. Закреплять правильно, держать ножницы. Развивать чувство цвета...




Комментарии

  • Анна
    Спасибо за интересный материал!

    Подробнее...

     
  • Марина
    Почему у Вас в прогулках 06 Мая :Наблюдение в неживой природе – найти на участки цветы и определить их ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо ! Очень хорошо составлен перспективный план , хорошо подобраны темы.

    Подробнее...

     
  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

В блогах

Беседа «День Победы над фашистской Герма…

Цель: продолжать обогащать знания о Великой Отечественной войне. Еще не завершилась битва на Курской дуге, как войска Красной Армии перешли в наступление. В начале августа 1943 года были освобождены города Орел и...

Памятка для родителей на тему «Успешная …

Памятка для родителей на тему «Успешная адаптация ребенка к ДОУ» Уважаемые родители! Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете. Приучайте ребенка...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство