Сайт для воспитателей детских садов



Использование методов и приемов ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

 

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение ценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поэтому, использование современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его творческих способностей является важным условием моей работы.

Среди многообразия современных образовательных технологий для дошкольников я использую приемы ТРИЗ – технологии. Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Приемы ТРИЗ - технологии стимулируют познавательную, творческую и речевую активность детей, учат мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе, с помощью метода противоречий, я учу детей находить и различать противоречия, которые окружают нас повсюду. Например, игра «Хорошо – плохо». Дети отвечают что хорошо, а что плохо на примере природных явлений «Дождь – это хорошо, потому что растения буду лучше расти. Дождь - это плохо, потому – что можно промочить ноги, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» (Солнце – это хорошо, потому что тепло, ярко, можно загорать, но солнце плохо, потому что можно получить солнечный удар.) Также я использую игры «Скажи наоборот», «Нравится, не нравится».

На втором этапе – учу детей фантазировать, изобретать, используя такие игры, как «На что это похоже?», «Дорисуй», «Что было бы если…». Также я использую прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо. Варианты игр: «Изобрази животное», «Перевоплощение», «Подзорная труба». Малыши перевоплощаются в птичек или зайчиков, дети старшего дошкольного возраста могут представить себя в роли цветка, которого забыли полить. Эти игры развивают творческое воображение детей, активизируют мыслительную деятельность. Отождествляя себя с кем - либо дети учатся умению сопереживать этому объекту.

Третий этап – решение сказочных задач и придумывание сказок. На это этапе я использую метод Мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий, например игры «Кто на что похож?», «Узнай меня». Например, на что похожа бабочка? (на цветок, бантик, листок). Также я использую Метод «Каталога» (нанизывания на нитку) разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Цель метода: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию, формирование умения составлять сказочный текст по модели. Составляем сказку, в которой присутствуют два персонажа (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Волшебной шкатулки». В ней находятся картинки и игрушки для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления текста с детьми старшего возраста использую незнакомые им тексты. Например: «Жил-был кто?» Я открывает книгу на любой странице, предлагаю ребенку указать пальцем на слово: «Жил-был… стол!». Значит, история будет про стол.» Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название, пересказывают и рисуют иллюстрации.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации, т.е. решать изобретательские задачи. Для решения задач и проблемных ситуаций использую методаку ДАРИЗ Пчелкиной Е.Л.

Методы и приемы ТРИЗ – технологии помогают развивать у детей эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, любознательность, творческую активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены, как целевые ориентиры ФГОС ДО.

1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт