Консультация для родителей
«Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

Главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность, и навыки общения формируются и развиваются именно в игре. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир. 
Важно понимать, что, создавая условия для игры, покупая «правильные» игры и игрушки взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. 
Куклы. Правильная кукла «Мальчик» или «Девочка» — это развивающее дидактическое пособие. Покупая ребенку куклу, выбирайте милую с добрым выражением лица с подвижными глазками и молчаливую. Не покупайте кукол с определенным выражением лица – капризным, угрюмым, растерянным. Говорящие куклы диктуют ребенку, что ему делать, не дают создать свой образ, тормозят детскую фантазию, сводят до минимума свободу игры. Можно купить куклу с набором сезонной одежды и обувь на разные сезоны года и с соответствующими аксессуарами. Будет возможность одевать её на прогулку по сезону. Учить детей укладывать кукол спать в кроватку, укачивать на руках напевая колыбельные песенки, кормить, лечить, купать, катать в коляске, показывать куклам театральное представление, рассказывать кукле сказки (обучая ребенка пересказу). Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность. 
Посуда. Покупайте детям разнообразную посуду. Не только девочкам. Многие мальчики используют посуду в играх в «Семья», «Поход», «Пикник» отправляясь «В путешествие» и т д. 
Посуда и кухонная утварь необходима для сюжетной игры. Игры с посудой и творческое дело: красиво и правильно сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования. Можно давать детям для игры крупы и макаронные изделия. На прогулке дети с удовольствием «готовят» из песка, используют природный материал - включая в работу сенсорные ощущения. 
Дети учатся классифицировать посуду – кухонная, столовая, чайная. Подбирают посуду по цвету, размеру, считают необходимое количество чашек, тарелок, столовых приборов. 
Из пластилина или соленого теста можно лепить для игры конфеты и заворачивать их в фантики, сушки, рогалики, печенье, пирожное и прочие кондитерские изделия украшая налепами, раскрасить красками. Развивается мелкая моторика, творчество, фантазия. 
Коллекции фигурок животных и людей, разнообразные сказочные персонажи. Все эти игрушки позволяют реализовать разные игры, будь то ферма, зоопарк или лес в котором живут животные, домик в котором живет семья. 
Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами. 
Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. 
Можно вместе с ребенком создавать тематические «Сенсорные коробки» В сенсорной коробке можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной развивающей средой, разыграть простые жизненные ситуации. 
Рекомендации по созданию «Сенсорных коробок» можно посмотреть в блоге «Жили – были» (https://jili-blog.ru/tematicheskie-sensornye-korobki-..) 
«Игры – сортировки». По какому принципу сортировать фигурки зверей – решать вам, просто присмотритесь и увидите, какие варианты возможны с вашим набором животных. Можно построить из кубиков зоопарк с вольерами и распределить животных, размышляя, каких животных можно поселить в один вольер, а каких нельзя, и почему. Сортируйте животных по разным типам: домашние, сельскохозяйственные, дикие, млекопитающие и хищники, для детей постарше – по ореолам обитания. 
«Сюжетно – ролевые игры» Фигурки животных всегда могут стать отличными персонажами в любой сюжетно-ролевой игре. Придумать можно что угодно – используя сказочные сюжеты и совершенно новые развивая речевые навыки ребенка. Фантастический разброс сюжетных игр возможен с участием фигурок зверей и фигурок человечков. 
Рисуйте и лепите животных , фигурки которых у вас есть. 
Играйте в математические игры с фигурками, и у ребенка сформируется практика счета количества предметов с использованием животных и других мелких предметов. 
Матрёшки. Матрёшка не просто сувенир. В первую очередь, это деревянная игрушка, игра с которой оказывает большое влияние на развитие детей. Развивается мелкая моторика, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объёму, развивая мышление и логику. 
Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Конечно, сначала малышу понравится просто открывать куклу, каждый раз удивляясь находке внутри. Прятать или находить маленькие приятные сюрпризы. Следующий этап – подбор половинок для сбора игрушки. Когда матрёшки собраны, можно учиться расставлять их в ряд по росту, объясняя малышу понятия «больше - меньше», «выше - ниже». Так малыш научится сравнивать предметы. Сопровождать игры проговариванием и заучиванием потешек и стишков про Матрёшку. 
Сооружайте подходящие по размеру домики из строительного материала и место для встреч. Придумывайте имена. 
Матрёшка может служить полем для творчества если приобрести заготовки для раскрашивания или придумывания своего образа . 
Спортивные игрушки. Кегли, скакалки, кольцебросы, разнообразные мячи. Спортивные игры благотворно влияют на детское здоровье. Игры с мячом любимые игры детей всех возрастов Они являются важнейшей составляющей полноценного детства. Играют громадную роль для интеллектуального и физического развития. Тренируют координацию, глазомер, ловкость, скорость реакции, самоконтроль. Имеет социальное значение, совместные, партнерские игры помогают в развитии навыков общения. Мяч можно кидать об стену и ловить его разными способами; двумя руками, с хлопком в ладоши, с поворотом. Перебрасывать друг другу, перекатывать, кидать в цель, в корзины, в обруч. Подбрасывать и ловить левой и правой рукой поочередно, с хлопком в ладоши, с хлопком под коленом, с передвижением вперёд. Отбивать мяч об пол по нескольку раз, с передвижением вперёд, с хлопками. Речевые игры, игры на развитие мелкой моторики, ориентировке в пространстве широко представлены в книге Т. А. Воробьёва и О.И. Крупенчук «Мяч и речь». 
Конструкторы и строительные наборы. Обязателен деревянный не окрашенный набор конструктора включающий в себя самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. В начале – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики, загородки для животных, дорога. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр. Можно сконструировать мебель для кукол, построить гараж для машинки. 
А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастают города, замки, появляется ферма, зоопарк или космический корабли. А всего-то – немного фантазии, опыта и наличие многофункциональных конструкторов 
Древнекитайская головоломка «Танграм» (семь дощечек мастерства) – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной, фигуры изображающей представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей — треугольников и квадратов разного размера. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в множество разнообразных фигур: силуэты животных, людей, окружающих предметов, букву, цифру и т.д. В комплекте есть варианты заданий, но их также можно придумывать самим. 
«Танграм» способен заинтересовать не только детей, у которых эта увлекательнейшая игра развивает мышление и воображение, но и взрослых. 
Так же математические игры «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Цветик – семицветик», «Волшебный круг», «Город мастеров», «Джунгли» и прочие созданные по типу «Танграм». 
Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными развивают память ребенка , внимание, воображение, творческие, логические и математические способности. Используем в работе с 3 лет и до выпуска в школу. 
«Сложи узор» Замечательная авторская игра. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них узоры в громадном количестве вариантов. 
Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от простых к более сложным заданиям. 
«Сложи квадрат» Б.П. Никитина 
Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления. Это небольшой набор разных по форме фигурок, в основе которых лежат кубики. Из них предлагается строить различные фигурки. Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии. Вершина собрать эти маленькие кубики в один большой куб. 
«Уникуб». Это набор из 27 кубиков с - гранями раскрашенными в три цвета: красный, синий, желтый и 60 оригинальных заданий разной сложности развивающее; пространственное мышление наглядно-действенное мышление, операции сравнения, анализа и синтеза, способности комбинирования, самоконтроль и самоанализ, цветовое восприятие, внимательность, усидчиво 
В игре «Уникуб» как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Сначала дети собирают модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон! - Настоящая «гимнастика для ума»! Этот принцип «от простого к «сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого, и самим проверять правильность решения. В комплект входит подробная авторская методика-инструкция, которая поможет вам не просто эффективно использовать игру, но и сделать её увлекательной на много лет. Можно воспользоваться сайтом Никитиных и почитать об истории создания игры, варианты игры и ознакомиться с другими не менее полезными играми созданными Никитиными. Желаю успеха! 
«Квадратные забавы» Развивающие игры по методике Воскобовича можно использовать с 2 лет. Квадрат Воскобовича бывает 2х цветным (для детей 2 – 5 лет) и 4х цветным (для детей 3 – 7 лет) «Змейка» детям от 4 до 12 лет. Развивает сенсорные способности: умение различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры. Интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение. Мелкую моторику рук. Творческие способности. 
Поэтапное усложнение игр. С начало знакомство с игрой, рассматривание, 
На втором этапе конструирование фигур из альбома. Конструирование разделено на три уровня сложности; плоскостные фигуры, цветовые фигуры, объёмные фигуры.
На третьем этапе ребенок складывает фигуры по собственному замыслу. 
Желаю успеха!





Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Обувь для сороконожки» (с…

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Обувь для сороконожки» (с элементами программы Фребеля) для подготовительной группы   Цель: Сконструировать пару летних тапочек. Задачи: - развивать умение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитиюв старшей группе «Помоги пингвинятам - Пину и Гвину» Задачи: 1. Познакомить детей с четырехугольником, учить различать и называть его; 2. Повторить...

Семинар-практикум для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей…

Семинар-практикум для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай...


Комментарии





В блогах

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство