Пальчики помогают говорить

 

Уже давно известно и научно доказано, что активное воздействие на мелкую моторику рук стимулирует «речедвигательные» отделы головного мозга. Учитывая количество детей с тяжёлыми нарушениями речи поступающих в дошкольные учреждения, можно сделать вывод, что это направление работы в настоящее время очень актуально и востребовано.

В логопедических кабинетах, в группах компенсирующей направленности, в общеразвивающих группах обязательно нужно выделить и оборудовать уголок, в котором будет подобран материал для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры и пособия должны соответствовать возрасту детей, находящихся в группе, эстетически красиво оформлены, привлекать своей яркостью и разнообразием.

Использовать игры развивающие моторику пальцев рук можно повсеместно. Включать в утренние комплексы, как дополнение к артикуляционной гимнастики и дыхательным упражнениям; использовать в качестве пятиминуток в процессе образовательной деятельности; применять как самостоятельные игры в свободное время; разнообразить прогулку в тёплое время года.

Используя различные техники, методы и приёмы стимуляции рецепторов, которые находятся на пальчиках и кистях рук, значительно ускоряется процесс коррекции речевых недостатков.

В моём кабинете оборудован уголок «Ловкие пальчики». Он постоянно совершенствуется и дополняется. Большая часть игр имеет речевое сопровождение, оформленное в виде картотеки, что очень удобно в использовании.

Предлагаю Вашему вниманию, несколько игр особо любимых моими детками.

Игры с массажным мячиком-ёжиком, крупными бигудями, колючими массажёрами – используется как самомассаж пальцев и кистей рук. Применяйте, чередуйте разнообразные приёмы: растирание, прижимание, катание, перекидывание из ладони в ладонь, друг другу.

 

Игры с массажным мячиком-ёжиком

Игры с массажным мячиком-ёжиком, крупными бигудями

 

Упражнения с прищепками – массаж фалангов пальцев рук и увлекательные дидактические игры.

 

Упражнения с прищепками

Упражнения с прищепками

          Упражнения с прищепками

          Упражнения с прищепками

 

Игры со счётными палочками – параллельно учим и дифференцируем названия цветов и геометрических фигур.

 

Игры со счётными палочками

Игры со счётными палочками

 

Упражнения с мячиками су-джок – массаж фалангов пальцев рук, обязательно сопровождайте стихотворным текстом. Удобно закреплять обобщающие понятия, играя в игру «Я знаю пять названий…»

 

Упражнения с мячиками су-джок – массаж фалангов пальцев рук

Упражнения с мячиками су-джок – массаж фалангов пальцев рук

 

Игры с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, декоративными камешками. Развивают не только моторику, но и внимание, память, фантазию, творческое мышление. Так же можно закрепить знания цветов, форм, величины.

 

Игры с мелкими предметами

Игры с мелкими предметами

 

Игры с крупами и цветным песком – очень увлекательное и полезное занятие. Требует концентрации внимания, усидчивости. Не просто выложить заданную фигуру из фасоли или гороха. А перебрать горох отдельно от фасоли? Но если этому придать дух соревнования… то время пролетит не заметно! Можно усложнить, и перебирать ни пальчиками, а большим пинцетом. Рисование на цветном песке доступно даже самым маленьким детишкам.

 

Игры с крупами и цветным песком

Игры с крупами и цветным песком

Игры с крупами и цветным песком

 

Игры с резиночками – развиваем моторику, силу пальчиков, закрепляем цвета.

 

Игры с резиночками

Игры с резиночками

 

Упражнения со шнурками. Огромное разнообразие готовых шнуровок можно приобрести в магазинах. Шнуровки можно подобрать к любой лексической теме. Пособие «Собери бусы» легко изготовить самостоятельно. Необходимо подобрать бусы различной формы, величины, фактуры и цвета. Ребёнку даётся инструкция нанизывать бусы в определённой последовательности или выбирать и нанизывать бусинки только определённого цвета и размера.

 

Упражнения со шнурками

Упражнения со шнурками

 

Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров – развивают пальчики, внимание, память, мышление. Можно подбирать к лексической теме и использовать в самостоятельно деятельности детей.

 

Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров

Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров

 

Классические пальчиковые игры без предметов, с речевым сопровождением тоже широко использую в своей практике. В процессе выполнения дети осваивают тонкие, дифференцированные движения, укрепляют мышцы, что способствует развитию речи и подготовке руки к письму.

Это лишь малая доля того, что может быть в уголке по развитию моторики пальцев рук.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных…

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных знаков»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Утренний круг «Семья» (старшая группа)

Утренний круг «Семья» (старшая группа) Цель: создать эмоционально- комфортную атмосферу для пребывания в детском саду и вселить в ребёнка уверенность, что...

Читайте также

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). …

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование). «Великолепная Дымка» Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для...