Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетического направления (рисование).
«Великолепная Дымка»

Цель: Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности- украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи.

Задачи:

1. Обучающие: Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

- Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

- Развивать чувство симметрии, ритма.

- Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, орнамент.

3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;

Предварительная работа: беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, лепка дымковской игрушки.

Материалы: мольберты, иллюстрации по теме, образцы узоров, кисти, салфетки, стаканчики с водой, набор гуаши, силуэты дымковской барышни, музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия:

(Дети входят в группу и останавливаются, воспитатель сообщает о цели занятия)

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в художественную галерею, где вы увидите много рисунков, а каких, скажите, когда внимательно послушаете стихотворение:

- Давайте пройдем в галерею.

Приготовьте детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о красочной игрушке

Я хочу вам рассказать:

(Картинки выполнения игрушки висят на мольберте.)

Лепят мастера из глины

Розовых, весёлых свинок,

Сказочных индюков,

Бородатых мужичков,

Козликов в штанишках,

Нянек да детишек,

Барышень в кокошниках,

Кавалеров, конников,

Олешеков рогатых,

Да купцов богатых.

(подойти к доске с картинками дымковской игрушки)

До чего же хороша -

Русская игрушка наша!

Хоть полсвета обойдёшь -

Лучше Дымки не найдешь.

В: Ребята, о чем это стихотворение?

В: Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.

- А какие вы знаете дымковские игрушки?

Дети: Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова и т.д.

В: Молодцы, ребята,

- мастера изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, весёлым.

- А почему их называют дымковскими?

Дети: (делали их в селе Дымково)

В: Правильно, ребята, эти игрушки родом из села Дымково, вблизи реки Вятка.

Вы послушайте сейчас, я продолжу свой рассказ.

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где- то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушки ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы (это люди, которые по своей воли или не по своей переезжают жить в другие места) построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А люди здесь поселились умелые, мастеровые. Нашли глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

- Вот и стала дымковская игрушка — символом радости, жизненной силы.

Мастера- художники лепили
Козликов, лошадок и утят,
Барышень- хозяек в сарафанах,
Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок
Привлекает, радует глаза,
Глина Вятки словно оживает
В творческих руках людей села.

В: Ребята, а вы любите волшебство?

Д: Да любим!

В: Представьте себя волшебниками, давайте скажем заклинание:

- Молодцы и девицы превратитесь в мастеров и мастерицы!

В: Вот, ребята, вы стали мастерами дымковской игрушки!

- я предлагаю оживить нам с вами игрушку.

- Барыня оживи нам наряд свой покажи!

(Воспитатель показывает нераскрашенный силуэт дымковской барыни.)

В: Барыня, тебя сложно узнать где же ты потеряла свой орнамент?

Барыня: Ой, ребята, помогите, мне орнамент мой верните.

В: Ребята, поможем, барыне, вернём ей узор?

Дети: Поможем!

В: Ребята, а какие цвета дымковские мастера используют для росписи игрушек?

Дети: синий, зелёный, оранжевый, красный, жёлтый, черный….

В: А вы знаете что означают некоторые цвета?

Д: черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

В: Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

В: Молодцы, всё правильно ответили, а какой самый главный цвет остаётся в росписи?

Дети: белый.

В: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

В: Цвета, мастера используют разные, а вот элементов всего 5, назовите их

Д: круг, прямая и волнистая линия, точки- горошинки, ромб, клетка.

- Молодцы, дети, всё правильно сказали.

- Ребята, у каждого из вас есть подружки барыни, им тоже надо вернуть орнамент, так давайте не зевайте, смело к делу приступайте!

- Но сначала разомнем наши ручки:

Я смешаю глину (дети вращают кистями)

С речным песочком белым. (сыпят щепотки)

И дымковскую барыню (руки в боки приседают с поворотами)

Из глины этой сделаю.

Потом ее я высушу (машут руками)

И в печке прокалю. (трут ладошку о ладошку)

Раскрашу яркой краскою (держать кисти и водят в воздухе)

И маме подарю! (протянуть ладони)

В: итак, ребята, приступайте смело к делу, садитесь за столы, держите спинки прямо, кисти держим правильно, не забудьте вы превратились в мастеров и мастериц.

Дети выполняют работы под музыку Фредерика Шопена. воспитатель оказывает необходимую помощь детям.

В: Молодцы, ребята,

Потрудились от души.

Все работы хороши!

(Воспитатель меняет барышню на раскрашенную)

Вот же барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

В: Ребята, какие замечательные нарядные барыни у вас получились, предлагаю устроить галерею из ваших рисунков у нас в детском саду, вы согласны?

Дети: Да.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Нарисовали вы сегодня
Этот русский сувенир.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Читайте также

Дидактическая экологическая игра «Божья коровка»

Дидактическая экологическая игра «Божья коровка» Данная игра для детей младшего дошкольного возраста 3-х лет, по мере усложнения задачи подходит для детей старшего дошкольного...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным…

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным зверям» Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического; психического и...