Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО

Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел рядом профессиональных компетенций.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. 

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Структура компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания, обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.

Существуют разные классификации профессиональных компетенций педагогов ДОО. Мы с вами рассмотрим обобщенную классификацию.

Какими же компетенциями должен обладать педагог.

1. Компетенция в ведении образовательного процесса

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать образовательные и парциальные программы.
  • Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Как реализуется данная компетенция в нашем детском саду:

На основании примерной программы «От рождения до школы» разработана основная образовательная программа (приняли участие все педагоги).

Приобретен УМК к программе «От рождения до школы». Разрабатываются рабочие программы. В этом году рабочие программы были дополнены.

Также наши педагоги используют в своей работе парциальные программы: по физическому развитию Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье», по художественно-эстетическому И. Каплунова «Ладушки», М.М. Безруких «Разговор о правильном питании».

2. Методологическая (методическая) компетенция заключается в следующем:

  • Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками.

Все педагоги имеют педагогическое образование, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах. Особенно важным является работа над темами самообразования. Педагоги всегда делятся приобретённой информацией, опытом на совещаниях и педсоветах.

3. Компетенции в организации воспитательной работы.

Педагоги активно проводят различные мероприятия, акции («Мы за здоровый образ жизни»), организуют участие детей в конкурсах (на уровне детского сада, муниципалитета, республики, РФ), различных проектах (проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Мы – потомки Великой Победы)

4. Компетенция в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Возникают трудности в создании предметно-пространственной среды, но решаются по возможности. В группах педагоги стараются создавать благоприятную предметно-пространственную среду.

По здоровьесберегающим условиям: у нас есть инструктор по физической культуре, который активно использует здоровьесберегающие технологии (использует нетрадиционное оборудование), разработана программа «Здоровье» и ведется работа по данной программе. В этом году запланирован педагогический совет по вопросу здоровьесбережения обучающихся.

5. Компетенции в установлении контактов с родителями.

Родители – наши основные партнеры. Очень важно наладить с ними взаимодействие. Для этого в нашем детском саду в каждой группе организован «Почтовый ящик» для предложений, жалоб и другой информации. Активно проводятся круглые столы (по комплексной безопасности «Жизнь прекрасна, когда безопасна», «Профилактика жестокого обращения с детьми»). Проводятся акции совместные с родителями «Мы за здоровый образ жизни», по ПДД.

6. ИКТ – компетенции.

Имеются затруднения поскольку педагогам статистам сложно освоить данные технологии. ИКТ активно используют 80% воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Используется материал из сети-Интернет (особенно в поиске интересных сценариев развлечений, материала для проведения бесед, родительских собраний). Также педагоги активно используют в своей работе закрытые группы в социальной сети ВКонтакте. Также используются презентации при проведении родительских собраний, педагогических советов, совещаний.

7. Социальная компетенция.

  • Уметь работать в команде педагогов (творческие рабочие группы – для разработки программы развития, программы «Здоровье»; методический совет), взаимодействие с другими организациями (Благодарности)

Это лишь часть профессиональных компетенций. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений.

Основные пути развития профессиональных компетенций:

- курсы повышения квалификации,

- исследовательская, экспериментальная деятельность,

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

- обобщение собственного педагогического опыта,

- самообразование (одно из главных),

- активное участие в педагогических конкурсах (очных, заочных).

Более подробно остановимся на конкурсах, как средстве развития профессиональных компетенций.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие компетенций педагогов,
  • развитие творческого потенциала,
  • приобщение к исследовательской деятельности;
  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и организации в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  • нехватка времени;
  • боязнь потерпеть неудачу;
  • трудности владения персональным компьютером.

В нашем садике активно ведется работа по участию педагогов в различных конкурсах. Для этого в садике проводились конкурсы на уровне ДОО:

  • Лучшее оформление родительского уголка
  • Конкурс «Мастер своего дела» (лучшее оформление документации);
  • Конкурс презентаций «Моя группа»;
  • Смотр-конкурс «Лучшее оформление группы к Новому году»;
  • Смотр-конкурс «Зимних построек».
  • Конкурс-проект «Книга своими руками».

Таким образом, профессиональные компетенции педагогов можно развивать не только в повседневной работе, плановых мероприятиях ДОО, но и участвуя в конкурсах различного уровня.

Участие в конкурсах позволяет педагогам проанализировать свою деятельность, систематизировать свой опыт, выявить свои способности, помочь почувствовать свою значимость и ценность в коллективе.

Также результативность участия в конкурсе помогает педагогам аттестоваться.

 

Список используемой литературы:

  1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида [Электронный ресурс]. 
  2. Григорьева О.Н. Профессиональная компетенция воспитателя [Электронный ресурс]. 
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Сценарий развлечения на 8 Марта

Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...