Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Программные задачи:

  • познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского Кремля, используя легенды, мифы татарского народа о возникновении Казани;
  • познакомить детей с бытом, традициями и национальной музыкой татарского народа, музыкой татарских композиторов;
  • расширять представления о традиционных ремеслах татар;
  • воспитывать в детях любовь к родному краю, чувство патриотизма;
  • расширять музыкальные впечатления;
  • совершенствовать навыки пения и движения под музыку;
  • развивать стремление самостоятельно исполнять песни и пляски татарского народа.

Предварительная работа:

  • разучивание с детьми песен и стихов о Казани;
  • прослушивание произведений татарских композиторов;
  • разучивание элементов татарских народных танцев;
  • беседа о родном крае и национальной культуре.

Материалы: воздушные шары, имитация корзины из детских стульчиков и ткани, изображение башен Казанского Кремля, герб Казани, открытки с видами Кремля, большой лист ватмана.

 

Ход занятия

Звучит татарская мелодия. Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Какие у них приветливые лица, добрые глаза и ласковые улыбки. Поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им. Передадим им наше хорошее настроение.

Дети здороваются с гостями, садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, наверное, очень любите мечтать? А никто из вас не мечтал полетать на воздушном шаре? Ведь это так здорово! На воздушном шаре можно облететь весь земной шар, совершить кругосветное путешествие. Но, прежде чем улететь в далекие страны, надо хорошо узнать свой родной город. Сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Мы не полетим куда-то очень далеко, а просто поднимемся над нашим родным городом и увидим, какой он у нас красивый.

  • Скажите, в каком городе мы с вами живем?
  • В какой республике?
  • На каких языках говорят люди, живущие в нашей республике?

Заслушиваются ответы детей.

  • Наш город очень красив. Недаром о нем слагали песни многие поэты и композиторы. Каких татарских композиторов вы знаете.

Ответы детей.

– Ну вот, подошло время полета. Сейчас мы отправимся к центру нашего города, Кремлю. Давайте надуем наш шар воздухом и полетим. А чтобы полет наш был веселым, споем песню о родном крае.

Звучит песня «Кояшлы ил» Муз. Л.Батыр-Болгари

– Посмотрите, дети, вниз. Вот под нами проплывают знакомые улицы. Остался позади наш детский сад. А мы летим к реке Казанке, к Кремлю. Пока мы с вами летим, я хочу рассказать легенду о том, почему наш город назвали Казанью и построили именно на этом месте.

Звучит медленная татарская музыка.

Легенда о Казани

Давно когда-то хан татарский
Решил свой город основать.
Но где построить этот город?
Все стали думать и гадать.
Потом придумали: в повозку
Коней отборных запрягли,
Котел с водою водрузили,
Дрова под нею разожгли.
И, взбрыкнув, кони полетели
Через равнины и луга.
Дрова искрились и пылали,
Плескалась через край вода.
А хитрый хан нукерам верным
Отдал строжайший свой приказ:
Отметить место, где кипенье
Воды увидит острый глаз.
И вскоре острый взгляд нукера
Заметил пар и пузырьки.
Вода в котле лишь закипела –
Воткнулись в землю тут штыки.
И хан сказал: «Вот это место,
Где будет город мой стоять,
И жизнь кипеть в нем вечно будет,
И будет город процветать!»
И стало так! Красивый город
Поднялся быстро над рекой,
И очень разные народы
Нашли приют в нем и покой.
И ныне город процветает,
В нем жизнь бурлит, куда ни глянь.
Он строится и молодеет
Наш город – древняя Казань!

– Но о Казани существует много других легенд. А сейчас закройте глаза и представим, что мы попали в далекие древние времена.

Идет театрализованное представление «О Змее Зиланте» в исполнении воспитателей детского сада.

Во времена седые и древние
На берегу реки полноводной
Красивая и умная дочь ханская жила.
Женихи многочисленные покорить ее сердце пытались,
Но никто не добился успеха.
И однажды батыр молодой и красивый
Увидал ее и женой
Стать своей предложил,
Красотой покоренный.

(В это время ханская дочь танцует татарский танец.)

Батыр:

О, красавица, ты покорила сердце мое.
Я готов бросить к твоим ногам все, что имею:
Дорогие меха, бесчисленные табуны лошадей,
Стада овец, золото и серебро,
Драгоценные каменья, только будь моей женой.

Девушка:

О, батыр, не нужны мне твои богатства,
Ведь я сама ханская дочь.
Но есть у меня одна заветная мечта.
Видишь этот красивый холм?
Хотела бы я, чтобы ты построил дом на этом холме,
Чтобы могла я любоваться голубыми небесами,
Широкими степями, быстрыми реками.
Много джигитов пытались исполнить мою мечту,
Но не удалось это сделать никому.
Холм этот зовется Змеиным
И много на нем больших и страшных змей.
Удастся тебе очистить холм, выйду за тебя замуж.
Удачи тебе, батырю

Девушка уходит.

Долго думал батыр дни и ночи,
Пока хитрость такую придумал:
Где на зиму все змеи собрались,
Там стог сена большой поставил
И поджег его вместе с заползшими змеями.
И взвился тот костер до небес,
И сгорели в нем змеи дотла.
Лишь один змей, большой и красивый
Улететь из огня только смог.
И батыру сказал улетая.

Змей:

Возведи на холме этом город,
Пусть гора будет граду начало!

И воздвигнут был город прекрасный,
На гербе его змей тот остался,
Что в народе Зилантом был прозван,
Где красуется он и поныне.

– Понравилась вам эта легенда? Пока мы ее слушали, мы успели долететь до этого холма. На нем расположен Казанский Кремль. Сейчас мы сделаем небольшую остановку.

(Дети выходят из воздушного шара)

– Представьте, что мы попали в древнюю Казань. Раньше во всех городах были базары (майдан). Там народ мог что-то купить и продать. Вот и мы с вами попали на шумный базар.

Звучит веселая татарская мелодия. Рассказ музыкального руководителя о традиционных ремеслах татар: гончарном, ювелирном, сапожном и вышивке. Дети читают на татарском языке стихи о тюбетейках, вышивке, сапожках, гончарных изделиях и ювелирных украшениях.

– Но на ярмарках народ не только покупал и продавал. Где ярмарка, там и гулянье, игра, шутки и пляски.

Проводятся:

  • Музыкальная игра «Җиз бүкəн»
  • Парный татарский танец.
  • Аттракцион.

– Настала пора проститься с веселой ярмаркой и отправиться в полет.

Дети садятся в воздушный шар. Продолжается беседа о Казанском Кремле, о башнях Кремля: Спасской, Тайницкой и башне Сююмбике.

– А вы знаете, кто такая Сююмбике?

Ответы детей.

– Давайте представим, что сейчас из небесной дымки появится царица Сююмбике.

Исполняется танец Сююмбике с чтением стихотворения о родном городе.

О, город мой! Красив ты очень,
С рождения тебя люблю,
Живу с тобой я дни и ночи,
И я тебя боготворю
За то, что ты в сединах древних,
И в то же время – молодой,
За то, что ты стоишь как прежде
Над величавою рекой.
О, город мой! Тебе спасибо,
Что малой Родиной ты стал,
За то, что славные народы
Навеки дружбою связал.
Пусть во вселенной ты – песчинка,
Но ты из тьмы веков восстань,
Чтоб говорили, как и прежде:
«Сказанием встает Казань!»

Музыкальный руководитель: Ну вот, и облетели мы весь Кремль, рассмотрели его башни и очень много о нем узнали. Не пора ли нам вернуться в садик и рассказать другим детям о нашем путешествии. Пока летим мы с вами споем веселую песню о родном крае на татарском языке.

Звучит песня «Туган ил». Муз. Л.Хайретдинова

Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. А теперь я предлагаю составить картинку, изобразить на ней наш Кремль.

Дети составляют коллаж из открыток с изображениями Казанского Кремля.

Музыкальный руководитель: Вот какая чудесная картина получилась! Теперь мы можем показать ее другим детям в детском саду. И рассказать им о нашем волшебном увлекательном путешествии.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву»

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву» Программные задачи: 1. Закреплять знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. 2...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Читайте также

Интегрированное занятие из цикла «В старину в Отечестве нашем» «Русские…

Интегрированное занятие из цикла «В старину в Отечестве нашем» «Русские богатыри» (Старший возраст) Цель: Создать условия для формирования представлений о Русских богатырях. Задачи: Воспитывать гордость...

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...