Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет)

Паспорт проекта

Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области
Название проекта «Юный краевед»
Тип проекта Гражданско-патриотический педагогический, детско –родительский (групповой)
Продолжительность
проекта (сроки
реализации)
Долгосрочный (октябрь – апрель)
с 03.10.2022 – 28.04.2023г.
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели, специалисты детского сада, родители.
Возраст детей Воспитанники группы компенсирующей направленности (6 – 7 лет).
Образовательные
области реализации
проекта:
Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Аннотация проекта: Проект предназначен для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данный проект предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация проекта помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Актуальность
проекта:
В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Проблема: Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ».
Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи проекта:
Для родителей:
Для педагога:
Обучающие:
  • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
  • Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • Способствовать социализации воспитанников.
  • Обогатить знания дошкольников о городе Долинске, его истории, достопримечательностях города, людях-тружениках.
Развивающие:
  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
  • Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитывающие:
  • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
  • Прививать навыки здорового образа жизни.
  • Воспитывать уважение к труду долинцев, создающих красивый город.
  • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Способствовать возникновению чувства сотрудничества и взаимопонимания в процессе создания совместных работ по проекту.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: продуктивной, изобразительной, музыкальной, познавательной, художественной литературы.
Ожидаемый
результат:
Знать:
  • свою родословную, о профессиях своих родителей;
  • правила поведения в природе;
  • о культуре своей области;
  • некоторые сведения из истории своего города, области;
  • о достопримечательностях своего города, области;
  • о традиционных праздниках русского народа;
  • помнить о ветеранах Великой Отечественной войны; оказывать им помощь.
Уметь:
  • называть некоторые растения и животных Сахалинской области, занесенных в Красную книгу;
  • уметь рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях области;
  • изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи;
  • приводить примеры полезных ископаемых Сахалинской области;
Понимать:
  • что надо выполнять правила экологически- грамотного поведения в быту, в природе;
  • что необходимо личное участие каждого в общем деле охраны природы;
  • что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Долинск - часть Сахалинской области, Сахалинская область - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой;
  • что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.
  • что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в городе в целом и беречь зеленые насаждения.
  • Проект сближает педагогов, родителей, детей, сделает детей более самостоятельными, инициативными, творческими.
  • Родители станут более заинтересованными в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, появится интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
Структура проекта
(этапы)
1 этап Организационно подготовительный
(информационно – аналитический)
Цель: определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Обращение к родителям с просьбой помочь в оформлении мини – музея.
2 этап Внедренческий (основной) этап.
Практическая реализация проекта.
3 этап Заключительный: подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание презентации.
План реализации
проекта:
1 этап –
Организационно –
подготовительный
  • Определение объекта изучения.
  • Выявление знаний детей по теме проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Содержание воспитательно – образовательной работы в рамках проекта.
  • Составление плана работы.
  • Предварительная работа с родителями.
  • Подготовка оборудования и материалов.
2 этап –
внедренческий
(основной) этап:
практическая
реализации проекта
Октябрь
Тема «Мой дом моя крепость»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Беседа с детьми о происхождении имен. «Кто Я?»
  • Рассматривание семейных фотографий «Моя семья».
  • Составление генеалогического древа своей семьи.
  • Собрать и принести информацию о своих родичах, их фотографии.
  • Семейные традиции, обычаи, обряды народов нашей области.
Ноябрь Тема «Моя малая родина»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Беседа «С чего начинается Родина?»
  • Виртуальная экскурсия «Край, в котором я живу».
  • НОД «Познавательное развитие» -
«Путешествие в прошлое города».
  • Игра «Машина Времени» :
  • Фотовыставка « Улицы моего города».
  • Рассказ о происхождении и названии города.
  • Развивающая игра «Пройди до указанного места».
  • Творческие рассказы детей об улицах города.
  • Экскурсия по достопримечательным местам города «Я люблю Долинск».
  • Фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе»
Декабрь Тема «Долинск – город трудовой славы»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Вертуальная экскурсия по организациям в нашем городе
  • Беседа с детьми «Профессии ваших родителей»
  • Выставка рисунков «Кем я хочу быть, когда вырасту»
  • Рассматривание альбома «Дело мастера боится»
  • Экскурсии на места работы родителей;
Январь Тема «Путешествие по карте»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Дидактическая игра «Географическая матрешка».
  • Презентация «Наша кладовая» Полезные ископаемые Сахалинской области.
  • Рассматривание физической карты.
  • Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
Февраль Тема «История вещей».
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Рассматривание экспонатов музея народного быта: утварь, орудия труда.
  • Знакомство с историей народного костюма, с его элементами. Беседа «Одежда наших бабушек».
  • НОД «Познавательное развитие» - «Игрушки наших бабушек и дедушек».
  • Мастер-класс «Куклы своими руками»
  • Экскурсия в городской краеведческий музей.
  • Создание мини-музеи детского сада «Край, в котором я живу»».
Март Тема «Богатыри земли Сахалинской»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.
  • Слушание песен военных лет;
  • Чтение отрывка из стихотворения В. Подкопаева «Никогда это не забудется». Чтение стихотворения «И за тебя и за меня».
  • Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках».
  • Посещение площади, возложение цветов к памятнику.
  • Оформление информационного стенда «О подвигах наших предков»
Апрель Тема «Природа родного края»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • НОД «Познавательное развитие» - «Растительный и животный мир нашей области»
  • Природные явления в пословицах, поговорках, загадках русского народа.
  • Наблюдения на прогулке;
  • Чтение стихов, пословиц, загадок,
  • Рассматривание иллюстраций в книгах о природе Сахалинской области.
  • Видео презентация «Птицы нашего края»
  • Консультация в родительский уголок «Не рвите цветы, не рвите!»
  • Экскурсия в лес, парк.
3 этап –
заключительный:
подведение итогов,
оформление
материалов по
проекту, создание
презентации.
Итоги проектной деятельности:
  • Обобщающая беседа « Я живу на Сахалине».
  • Оформление мини – музея «Край, в котором я живу!».
  • Презентация для родителей по проекту «Юный краевед».
  • Представление экспонатов мини – музея детям других групп «Край, в котором я живу!».
  • Фотоотчёт по проекту «Юный краевед»
Результаты проекта: Реализация проекта осуществлялась в игровой
форме с включением разных видов творческой
деятельности.
Проект «Юный краевед» вовлек детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и позволил решить цели и задачи. В процессе познавательной активности дети получили жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствовали формированию у детей гражданского мировоззрения. Дети проявляли интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям, необычным памятникам, используют местоимение «мое» по отношению к городу, району, области. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием своего народа.
На заключительном этапе проекта – создали мини – музей «Край , в котором я живу». Проект заинтересовал родителей и детей, способствовал формированию положительных эмоций от совместной творческой деятельности у детей и родителей.
Практическая
значимость проекта:
Для детей:
Для родителей:
Для педагога:
Данные материалы проекта можно использовать в дальнейшем в работе с детьми.
Включение родителей в совместный с логопедом и воспитателями процесс позволяет повысить эффективность совместной работы.
  • Активизация желания узнать, познать новое неизведанное, творить совместно с родителями и педагогами ДОУ.
  • Проявление творческих способностей в разных видах деятельности, установление партнёрских отношений с ребёнком, педагогами.
  • Повышение профессионально мастерства, установление партнёрских отношений с родителями и детьми в образовательной деятельности.

Методическое обеспечение проекта: (список литературы)

  1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008
  3. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям»

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях. Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Развивать...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Читайте также

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду Проведение пальчиковых игр Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем...

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...