Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития их способностей и творческого потенциала [2, п.1.6., пп. 4].

Практика показывает, что такими взаимодополняющими условиями являются:

  • эмоционально комфортная для ребёнка обстановка;
  • развивающая предметно-пространственная среда, способствующая физической, познавательной и творческой активности дошкольника;
  • организация самостоятельной, совместной и коллективной деятельности ребёнка, способствующая развитию имеющихся способностей, а также приобретение новых знаний, умений и навыков в соответствующих направлениях.

В целях выявления и развития одаренности детей, осуществляется развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний [1, п.3, пп. «д»], которые направлены на определение уровня подготовки детей в том или ином виде деятельности. Детские конкурсы для дошкольников организуются на разных уровнях: от внутригрупповых – до международных. И на каждом уровне определяются кандидаты в победители, проявившие свои способности лучше других участников. В результате, ребенок-победитель получает поощрение, общественное признание и возможность проявить свои способности на более высоком уровне.

В то же время, разные направления и тематики конкурсных мероприятий дают и другие преимущества для образовательного процесса:

  • формируют интересы в разных видах детской деятельности, позволяют расширять кругозор, развивать когнитивные способности и мастерство участников; учат презентовать свои идеи, способности, достижения, производить рефлексию, выбирать и развивать дальнейшую деятельность;
  • способствуют обогащению предметно-пространственной среды, в процессе подготовки приобретаются или создаются необходимые для участия материалы;
  • создают внешнюю мотивацию к деятельности, способствуют мобилизации усилий участников, приобретению уверенности в своих силах, тренируют силу воли участников; учат взаимоотношению с победителями и другими участниками мероприятия, принимать признание и рекомендации.

Разнообразие форм конкурсных мероприятий (конкурс детских работ, конкурс юных исполнителей, смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, выставка-конкурс, конкурс мастерства, соревнование) позволяет реализовать подготовку участников с применением разнообразных методик и педагогических технологий. Например, с помощью технологии проектов можно подготовить продукт, который станет конкурсной работой.

Всё это позволяет использовать принципы конкурсных мероприятий и состязаний – в развитии и организации творческой, познавательной и физической активности не только одарённых детей, но и каждого дошкольника.

У каждого ребенка есть свои интересы, склонности; каждому ребёнку важно развиваться, учиться самовыражению, ценить свои способности и уважать других; каждому необходима ситуация успеха, повышение самооценки, уверенность в своих силах.

Важно отметить, что при участии дошкольника в мероприятиях соревновательного типа возлагается большая ответственность на педагога, координирующего подготовку данного участника. Участие дошкольника в конкурсном мероприятии организуется так, чтобы сохранились благоприятные условия развития ребёнка.

Необходимо оценить готовность дошкольника к презентации своих способностей, выбрать интересное для него направление конкурса, формат, который будут эмоционально комфортен для него (например, публичные выступления или заочное участие). На протяжении всего процесса подготовки дошкольника к конкурсу и непосредственно самой презентации – поддерживать его мотивацию и веру в свои силы, предоставляя допустимую условиями конкурса помощь. После озвучивания итогов конкурса необходимо помочь ему произвести рефлексию и адекватное восприятие результатов, а также предложить ему дальнейшую деятельность в том или ином направлении.

Таким образом, организация детской деятельности в рамках конкурсов, соответствующих возрасту, представляют собой универсальный инструмент развития личности дошкольника, его социально допустимых склонностей и способностей.

Известно, что при выявлении индивидуальных творческих, познавательных, физических способностей необходимо не только их дальнейшее развитие, но и формирование способности использовать их. Поэтому можно утверждать, что детские конкурсные мероприятия и состязания являются и предпосылкой к развитию личностного потенциала ребенка, которое формирует его будущее.

Использованные источники:

  1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  3. Инновационные технологии творческого развития воспитанников И66 ДОО: Методические рекомендации// Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с. URL: https://iro51.ru/images/upload/2020/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%94%D0%9E/2020-%D0%9C%D0%A0-%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения: 16.01.2022)
  4. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал – зачем, что и как? URL: https://iro86.ru/images/documents/UMO/Leontiev_LP.pdf (дата обращения 22.01.2022)
  5. Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2.aspx (дата обращения: 15.01.2022).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь…

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь растению?» Цель: способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Задачи: 1...

Читайте также

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...