Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Сформулированы требования по взаимодействию с семьей, организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество. Требования ФГОС ДО являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В своей работе мы всегда использовали как традиционные формы работы с семьёй, так и инновационные. Применяя традиционные формы работы с родителями (семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, беседы и т.д.), педагог выступает в роли Наставника, но в этом случае нарушается принцип сотрудничества. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такие формы работы с семьёй, которые устраивали бы не только педагога, но и семью. Ведь каждая семья индивидуальна, и подходы к воспитанию у каждой семьи свои. Педагогу необходимо учитывать все эти моменты и найти оптимальные направление работы. Тогда воспитатель становится сотрудником, единомышленником родителей в воспитании их ребёнка и реализует принцип сотрудничества. Применяя инновационные формы работы, мы старались разнообразить и привлечь как можно больше родителей (законных представителей) наши формы работы включали в себя: маршруты выходного дня, виртуальные экскурсии, квесты, фото-кроссы и многое другое. Но в условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам стали искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями.

В целях развития и обучения дошкольников и реализации задач ООП мы перешли на дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.

Представим некоторые из дистанционных форм работы с родителями. Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети.

Социальные сети:

В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах, проводить дистанционные занятия и собрания.

Сайт учреждения:

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада. В период самоизоляции на сайте ДОУ была создана рубрика «Сидим дома».

Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.

В целом, подавляющее большинство педагогов ДОУ оказались в ситуации неопределенности и процесс дистанционного общения с семьями воспитанников происходил, в основном, спонтанно.

Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги нашего ДОУ, традиционно уверенно владеющие наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый материал, проводят праздники, развлечения, мастер-классы для родителей (законных представителей). Однако они в своем большинстве испытывали технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению. Тем не менее, педагоги нашего детского сада практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса начали проводить занятия, организовали конкурсы, акции для детей и родителей в дистанционном режиме. И на данный момент мы активно продолжаем работу с использованием цифровых образовательных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий при работе с родителями.

Использование ИКТ позволяет педагогам в дистанционной форме обсуждать с родителями детей вопросы связанные с реализацией Программы; с ними ведется электронная переписка, где педагоги и родители обмениваются информацией, проводятся дистанционные консультации. По запросу родителей создаются анкеты в детском саду, благодаря ответам администрация может увидеть потребности родителей по той или иной проблеме.

Сегодня ни одно родительское собрание в нашем детском саду нельзя себе представить без использования информационных технологий, а именно с использованием различных презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям детский сад имеет возможность демонстрировать родителям слайды о реализованных проектах, которые проходят в каждой возрастной группе. В группах проведены мастер-классы «Возможности современного смартфона», в котором родители узнали, что на телефон можно не только снимать видео и делать фото своего малыша, но и участвовать в конкурсах, викторинах, проходить веб-квесты, а также создавать интерактивные игры.

Для заочных консультаций мы используем не только родительский стенд, но и современный способ получения расширенной информации – QR-коды.

В своей работе мы можем выявить следующие преимущества использования цифровых технологий во взаимодействии с семьями воспитанников:

  1. Минимизация времени доступа родителей к информации;
  2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  3. Обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

5. Рост объема информации;

6. Оперативное получение информации родителями;

7. Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают детскому саду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также повысить статус и авторитет детского сада в целом.

Обучение родителей приёмам общения со своим ребёнком, привлечение их к совместной деятельности даёт возможность каждому маленькому человеку почувствовать свою необходимость и значимость в семье. Родители же получают прекрасную возможность пообщаться со своим чадом и узнать его интересы, стремления и мысли. Таким образом, мы реализуем право каждого ребёнка на семью, любовь, внимание и понимание со стороны родителей.

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам образовательных отношений больше возможностей.

 

Список литературы

1. Лазыкина Т.В. Использование информационных технологий в системе образования Санкт-Петербурга. – СПб: ГБУ ДПО «СПб ЦОКО и ИТ», 2016. - 103 с.

2. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 8. - С. 16- 25.

3. Третьяков А.Л. Современный ребёнок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребёнок в образовании: тематический сб. матер. всерос. науч.- практ. конф. – Москва, 2017. - С. 103-106.

4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.,1989. - 95 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для…

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для дошкольников В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Читайте также

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту» Цель: повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;  познакомить родителей с психологическими особенностями...

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...