Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей детских садов. Так как именно в возрасте от 3 до 6 лет закладывается самое основное – отношение ребенка к обучению. Очень важно читать малышу с раннего возраста короткие стишки, потешки, дразнилки, считалочки. Стихотворные тексты намного легче усваиваются детьми, чем проза. Яркие образы способствуют пониманию и быстрому запоминанию текста. Быстрее всего ребенок запомнит тот текст, содержание которого он понял. Конечно не сложно выучить с ребенком готовое стихотворение, но гораздо интереснее сначала сочинить его. Ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием слушают сказки и стихи, и даже пытаются их повторять или пересказывать.

Очень важная задача заинтересовать ребенка и предложить ему играя стать поэтом. Сочинить стихи, например, для мамы или для друга. Не просто выучить, а именно сочинить, научить его при этом пользоваться рифмами. Очень важно добиться того, чтобы ребенок понял, что такое рифма. Для этого нужно вместе с малышом порифмовать, поиграть в рифмы. Совместное творчество взрослых и детей создает атмосферу радости и понимания. Для того чтобы повысить словарный запас ребенка необходимо вызвать у него желание сочинять не только стихи, но так же придумывать разные сказки и небылицы.

Не для кого не секрет что дети очень любят играть, в игре они проводят большую часть времени. И поэтому важно в игре помочь малышу научиться рифмовать разные слова. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок. Ведь это для него такая же интересная игра как и многие другие.

Учить ребенка рифме не сложно. Играйте с ним, сочиняйте вместе простые стихи про его любимых питомцев, игрушки, друзей, родных и близких. Если ребенок не понимает, что такое рифма надо ему помочь. Можно, например поиграть в игру «ПЕРЕВЕРТЫШИ» для этого возьмем какое-нибудь известное всем стихотворение и расскажем его ребенку, переставляя слова в каждой строчке как бы с ног на голову.

Например: Качается бычок идет. Ох! Кончается доска,

На ходу вздыхает. Упаду я сейчас.

Спросите у ребенка, стихотворение это или нет? А почему? Да потому что нет рифмы. А теперь давай переставим все слова в этом стихотворении на свое место. Так как должно быть. Найдите с ним рифмы: качается – кончается; на ходу – упаду. Есть еще игра «Ладошки»: Называем пару слов. Если в них есть рифма, хлопаем в ладошки, а если рифмы нет, прячем ручки за спину. НАПРИМЕР: песок-носок; стол-стул; лейка- змейка…

У стихотворения должен быть легкий смысл. Оно должно отображать то, что окружает ребенка, то что ему знакомо. Тогда малыш с удовольствием будет сочинять свои маленькие стишки. Вот несколько примеров того что можно сочинить с трехлетним ребенком: Вкусную кашу

Кушала Маша.

Даже Антошка

Покушал немножко.

::::::::

Вот постельку постелили.

Ручки, ножки мы помыли.

Приготовились ко сну.

Скоро, скоро я усну.

Для того чтобы ребенок мог сочинять, нужно научить его наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. И пусть эти маленькие человечки не станут великими поэтами, но зато они обретут дар, который несомненно поможет им в дальнейшей жизни. Не зря же говорил Корней Иванович Чуковский:» В начале жизни мы все- стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой.»

Немало важно радоваться успеху ребенка. Скажите ему что он начинающий поэт. Надо обязательно завести альбом в который необходимо записывать первые стихи вашего малыша, к каждому из которых он может нарисовать иллюстрацию. Лучше конечно сохранить этот альбом на память.

Важно, что у детской фантазии нет границ, предоставляется полная эмоциональная свобода. Для простых стихов из двух или четырех строк особый талант не требуется, а результат неоценимый. Регулярные занятия в простейшем стихосложении научат малыша отыскивать рифму и получать от этого эстетическое удовольствие. Постепенно он научится правильно и точно выражать свои мысли и станет более свободным в общении.

Обучая ребенка рифмоплетству нельзя забывать о чтении стихов и сказок. Читая, мы открываем для ребенка красоту родной речи, учим понимать рифму, прививаем любовь к слову. Малыш, которому родители с раннего возраста читают хорошие детские стихи, в будущем не потеряет интереса к поэзии. В первые игры рифмовки родители играют с ребенком интуитивно. Читая знакомый малышу стишок, остановитесь в конце строчки и дайте возможность ему самому произнести последнее слово. Для этого используйте знакомые четверостишия с простыми и легко угадывающимися рифмами. Подойдут так же и загадки, в которых следует в рифму подобрать отгадку.

Есть еще игра «Четвертый лишний»

Называем четыре слова, а ребенок должен назвать слово которое лишнее. Например: пень – лень – день – ночь.

Гол – пол – стул – стол.

Плошка – мышка – крошка – кошка.

Картинки – ботинки – бабочки - корзинки.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», - так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Все это не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что в свою очередь, способствует повышению грамотности.

Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, а так же с пренебрежением относиться к его первым шагам в мир поэзии. Ребенку за его труд только похвала и почет!

 

Литература:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Читайте также

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...