Проект «Свадебный обряд на Руси»

(Логопедические группы старшего дошкольного возраста)

 

 

Работа содержит приложения:

1. Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

2. Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Описание проекта

Творческий проект средней продолжительности по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским фольклором.

Актуальность темы проекта заключается в необходимости формирования духовного мира ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных, а так же в недостаточности развития эмоционально-волевых процессов, неадекватности самооценки и уровня притязаний, связанных с нарушениями речи. Развивать у таких детей коммуникативные навыки, создавать атмосферу непринужденности и комфорта необходимо с раннего дошкольного возраста. Реализация такой системы невозможна без традиционной национальной культуры. Знакомство с обрядами дает ребенку возможность не только узнать о жизни, обычаях наших предков, но и воспитывает их внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения содержащихся в фольклорном материале, а также способствует развитию творческой активности. Решая вопрос о развитии социального поведения и общения детей логопедических групп, поиск новых технологий помог найти интересный эффективный подход к решению этой проблемы. В основе технологии использования фольклорной деятельности в социальном и нравственном развитии детей-логопатов лежит воспитание эмоциональной сферы, духовности, коммуникативных навыков, творческих способностей и позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающем обществе.

По доминирующему методу данный проект следует отнести к категории – творческий проект. Он построен на фольклорном материале, содержащем в себе общественные культурные ценности.

Ребенок, по характеру участия в проекте, играет активную роль исполнителя.

Проект рассчитан на взаимодействие детей старших логопедических групп, педагогов и родителей.

По количеству участников относится к фронтальному типу.

Проблема, решению которой будет способствовать проект

- Оптимизация развития детей – логопатов через различные виды фольклорной деятельности, формирование адекватной самооценки и развитие эмоционально-волевой сферы.

- Создание условий, освобождающих от внутренней напряженности, адаптации детей в разных условиях, установление атмосферы непринужденной связи между ребенком и взрослым.

- Изучение фольклора, понимание его значимости в воспитании детей, умение применять в условиях современного мира.

- Воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников.

Задачи, решаемые внедрением проекта

- Знакомство с обрядом, его обычаями;

- Воспитание бережного отношения к родине, ее традициям;

- Знакомство с русским костюмом, предметами быта, жилищем крестьян;

- Углубление и расширение знаний о народных песнях  

(лирические, шуточные, обрядовые и др.);

- Развитие познавательной активности, стимулирование к поиску дополнительной информации;

- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат

Участие в проекте детей разновозрастных групп и коллектива педагогов позволит воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.

В результате совместной творческой деятельности у детей сформируются коммуникативные навыки, появится уверенность в своих силах и способности к творчеству.

Содержание проекта

Данный творческий проект является мини-проектом долгосрочного проекта по ознакомлению детей с русской культурой.

Он включает в себя: 2 части непосредственно – организованной деятельности «Путешествие в прошлое», индивидуальные и подгрупповые репетиции, фольклорный досуг.

В I части осуществляется подготовительный этап проекта: формулируется проблема: Для чего? Зачем? А хотите узнать?; планируется дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и сотрудников - подготовка фольклорного досуга, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины); происходит погружение в игровую ситуацию («путешествие в прошлое»- знакомство с деревенской избой, предметами быта, русским народным костюмом; рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).

II/ практическая часть – это непосредственная работа над проектом: разучивание песен, хороводов, обыгрывание «свадебного обряда», русские народные игры. Второй этап проекта направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса детей, на формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.

III/ заключительный этап проекта – презентация в форме творческого отчета – фольклорный досуг по мотивам старинного обряда «Свадьба на Руси».

Пополнение развивающей среды

В детском саду имеется достаточная развивающая база для знакомства дошкольников с народной культурой: музей «Русская изба», где размещены предметы старины, русские народные костюмы, собрание изделий народных промыслов, фонотека музыкального фольклора, русские народные музыкальные инструменты.

В результате осуществления проектной деятельности пополнена фонотека: приобретены аудиозаписи для слушания русской народной музыки в инструментальном, вокальном и оркестровом исполнении. Музею детского сада родителями воспитанников подарены вязаные изделия русских мастериц.

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Самоанализ проектной деятельности

Непосредственно – организованная деятельность №1 «Путешествие в прошлое» носила ознакомительный характер, где дети познакомились с предметами быта крестьянской семьи, элементами русского народного костюма. Организованная деятельность имела огромное воспитательное значение – это и воспитание патриотических чувств, бережного отношения к родной культуре, её обычаям, а так же воспитание нравственных устоев.

Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сочетания разных видов деятельности (слушание, игра на музыкальных инструментах и др.) и использования метода погружения в игровую ситуацию («Путешествие в прошлое»).

I часть непосредственно – организованной музыкальной деятельности – это подготовительный этап проекта. Здесь была сформулирована проблема и спланирована дальнейшая деятельность. В данном случае проблема определилась вследствие заинтересованности детей культурой и бытом русского народа и тем самым возникла необходимость в получении новой дополнительной информации. Была создана поисковая ситуация. Детям дано домашнее задание – узнать у родителей и других родственников о старинном свадебном обряде, принести, если имеются, в качестве экспонатов в музей «Русская изба», предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства.

Во II части непосредственно – организованной музыкальной деятельности использовались методы дифференцированной и индивидуальной работы с детьми. Например, при разучивании отдельных диалогов и танцевальных движений. Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сюрпризных моментов («перевоплощение» в гримёрной комнате) и наглядности (использование русской народной музыки в записи, атрибута «карусель» к игре и оформление части музыкального зала в старинном стиле). Использовался интегрированный метод (при рассматривании репродукции картины и сравнении её, со звучащей, схожей по настроению музыкой). Так же был применён гендерный подход. Например, при разучивании отдельных сцен («сцена сватовства», «девичник» и др.). При подведении итогов непосредственно - организованной деятельности использовался бинарный подход (вопросы к детям о проведённой организованной деятельности и краткое повторение содержания деятельности педагогом).

Неоценимую помощь в реализации заключительного этапа проекта оказали педагоги – участницы фольклорной группы «Зорюшка». Участие в фольклорном досуге детей логопедических групп и коллектива педагогов позволило воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатило новыми впечатлениями. В результате совместной творческой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах, а так же проявились способности к творчеству.  

Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс технологии проектирования является необходимым условием для дальнейшего саморазвития и самообразования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Театрализованная игра «Курочка»

Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...