Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив нашей группы.

В старшую группу к нам пришли дети из разных детских садов, некоторые впервые начали посещать детский сад.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что многие дети небрежно относились к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому мы стали больше внимания уделять формированию у детей интереса к книге.

Большое внимание обращали на содержание книжного уголка, в котором помещали книги, рекомендованные программой. Подбирали знакомые литературные произведения: сказки, рассказы о природе, животных и т.п., наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов. Каждый ребенок мог подойти посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Вместе с детьми подбирали игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки».

В книжном уголке всегда выставляем портреты писателей и поэтов. Периодически оформляем тематические выставки: «Книги о нашей стране», «Моя любимая книга», «Животные и птицы», «Красная книга». В их организации принимают участие и дети. На занятии, во время бесед учили детей правильно воспринимать и понимать художественное слово, понимать мотивы поступков героев литературных произведений, стремились к формированию осознанного отношения к ним. Обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты. Знакомили детей, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто возвращаемся к ранее

прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Организуем выставки книжек – самоделок для книжного уголка. Для этого составляем книги из рисунков, которые дети рисуют по знакомым произведениям. Герои книг оживают в рисунках детей.

Закрепляя у детей знания о правилах обращения с книгой, проводили обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книгах», «Книга – лучший друг», «Кто придумал книгу?».

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например, приход Доктора Айболита, который напоминает эти правила. Дети хорошо усвоили самые элементарные правила бережного отношения к книгам: Книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

Обучая детей правильному общению с книгой, приучали их следить за состоянием книг в книжном уголке, с этой целью в группе организовали мастерскую по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Большое внимание в своей работе уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки использовали не только на занятиях, но ив повседневной жизни. Все это способствовало расширению кругозора детей, развивало способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры: «Кто это сказал?», «Кому нужны эти предметы», «Из какой это сказки?». Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.

Для детей проводили литературные викторины, комплексные занятия, посвященные творчеству детских писателей, поэтов.

В подготовительной к школе группе мы продолжаем работу по формированию интереса и бережного отношения к книге. Когда знакомим дошкольников с художественным произведением, добиваемся, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.

Детей учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. После того, как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь- ведь это труд многих людей. Расширили знания детей о библиотеке, обращали их внимание на то, что в библиотеке много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Нами была проведена большая работа с родителями. Она была направлена на помощь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге, как к явлению культуры.

Систематически информировали родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей данной возрастной группы. В уголке для родителей помещали советы и пожелания: как организовать чтение ребенка в домашних условиях, какие литературные произведения читать. Подготовили папки – передвижки: «Сказки из жизни ребенка», «Какие и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать после чтения книг», «Личная библиотека вашего ребенка». Приглашали родителей на открытые занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы. Проводили Индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы. Мы советовали, познакомить детей с ближайшей к дому библиотекой. Большинство родителей откликнулись на нашу просьбу. После этого мы провели беседу с детьми о библиотеке и ее роли для читателей.

Работая с детьми подготовительной к школе группы, мы обращаем большое внимание на содержание книжного уголка, организуем выставки по любимым сказкам, выставки, посвященные любимым писателям.

В этом году запланирована работа по знакомству детей с художниками-иллюстраторами. Рассматриваем одно и тоже произведение, но иллюстрированное разными художниками Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, В Дехтеревым. Это будет побуждать детей высказывать впечатления о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.

Продолжаем работу по составлению книг из рисунков детей по любимым произведениям. Ведем работу «по изданию книг самоделок, составленных по рассказам придуманными самими детьми.

В группе работает мастерская по ремонту книг. Дети уже самостоятельно определяют, какая книга нуждается в обновлении. Сами решают, что и как лучше сделать.

На литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, приглашаем родителей, детей из других групп.

Систематическая работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети стали больше знать о творчестве многих детских писателей, художников-иллюстраторов, знают и выполняют правила обращения с книгами, у детей пополнился словарный запас, развивается связная речь. Мы надеемся, что этот интерес к книге, будет расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы. Научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Читайте также

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...