Конспект занятия в старшей группе «Звуки Д и Д'»

 

Задачи.

  1. Познакомить с новыми звуками Д и Д'.
  2. Учить чётко произносить звуки Д и Д', дифференцировать их на слух и в произношении.
  3. Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие.
  4. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, зрительные символы звуков, схемы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками И и ИГ в начале, в середине и в конце слова).

2. Сообщение темы занятия.

- Если вы отгадаете загадку, то узнаем, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Белый столб стоит на крыше

и растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес...

и исчез, (дым).

- Посмотрите, как я произношу звук Д:

(перед зеркалом): губки свободны;

зубки сближены, но не сомкнуты;

язычок стучит за верхними зубками;

горлышко «работает».

- Произнесите этот звук.

- Свободно ли выходит воздух изо рта или с преградой?

- Значит этот звук гласный или согласный?

- А голосовой моторчик работает?

- Значит это какой звук?

- Итак, звук Д какой?

- Символ звука: дятел долбит дерево: Д-Д-Д... (картинка).

- Выбираем для обозначения синий кружок с колокольчиком.

- Повторим, как дятел долбит дерево: Д-Д-Д-... (дети произносят звук Д за взрослым громко, отрывисто).

- А как зовут брата звука Д?

- Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дь-дь- дь...(картинка).

- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).

- Для обозначения выбираем зелёный кружок с колокольчиком.

3. Выделение звуков Д и Д' в начале слов.

Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. И плачет Дашенька-малышка: «Мне не понятна стала книжка».

Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на предметы и картинки, имеющиеся на столе. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Набор предметов: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).

- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

- Какие это звуки?

4. Подбор слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.

Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.

В этом доме, ты мне верь,

заперта надёжно … (дверь).

Если влезть захочет вор,

он не попадёт во (двор).

Здесь живут малышка Аня и её братишка (Даня).

В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).

Динамическая пауза:

Искала белка дуб с дуплом,

дупло у белок - это дом.

(движения произвольные).

  1. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Домовёнок хочет с нами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д; поднимите руку, если в слове будет звук Д': дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша.
  1. Дифференциация звуков Д и Д', Придумайте слова со звуками Д и Д' Слова со звуком Д подарим Даше, а слова со звуком Д' - Диме;

- Определить место звука в слове, используя карточку - синий и зелёный кружки с колокольчиками: дверь, дуб, вода, день, диван, одеяло, ладони, подарок, ведро, сковорода, дуршлаг.

7. Анализ и синтез обратных слогов.

Что получится, если вместе слить А и Д, У и Д, И и Д.

- Сколько звуков в слоге УД?

- Какой первый?

- Какой второй?

- Чем обозначим?

- Выложите схему.

8. Итог:

- С какими звуками мы познакомились?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Назовите слова со звуками Д и Д'.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Домик для зайчика» Основная образовательная область: познавательная.Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...