Все мы разные - хорошо! Все мы разные - плохо...
«Мне кажется, и дерзость, и робость
имеют один источник - неосведомлённость»
(Плутарх)
Что есть успех? В чём он проявляется в дошкольном детстве? Множество современных программ, одна "заковыристей" другой, масса авторов - это прекрасно, но... проблем в воспитании и развитии меньше не становиться.
Одной из важнейших задач дошкольного периода при подготовки ребёнка к будущей школьной жизни с её эмоциональной, нравственной, психологической, физической, социальной, образовательной, коммуникативной и т.д. сторонами, для развития интереса к приобретению знаний, умений, навыков, по моему глубокому убеждению является развитие уверенности в своих силах, возможностях, уверенность в том что "я могу". Отсутствие боязни перед возможной "неудачей", отношение к "неудачи", как к совершенно нормальному явлению, не разочаровывающему, а являющемуся стимулом к продолжению попыток, как к одному из вариантов решения той или иной игровой задачи (и не только).
Всё выше сказанное может и должно относиться ко всем детям без исключения и деления на способных и не способных, так как не способных детей не бывает. Важно дать каждому ребёнку возможность пробовать свои силы при абсолютной поддержке каждого взрослым педагогом и родителями.
К сожалению, на практике все мы часто сталкиваемся, на мой взгляд, с абсолютно недопустимым делением детей на так называемых способных, хороших, послушных и других: неуправляемых, сложных, труднообучаемых. За свой педагогический стаж (9 лет работаю музыкальным руководителем в ДОУ) я пришла к выводу о том что, не смотря на сильные различия между детьми: по темпераменту, уровню мышления, быстроте реакции, первичной заинтересованности на занятии и т.д. особенно на начальном этапе, категорически нельзя допускать деления детей. Часто в своей работе мне приходиться сталкиваться (к сожалению до сих пор) с бессознательным, а не редко с абсолютно сознательным занижением и принижением детей только за то, что кому-то просто нужно чуть больше времени на выполнение той или иной задачи, или ребёнок просто настолько застенчив (и это тоже вопрос - почему?), что к нему нужен особый подход... Главное не давить на такого ребёнка и не требовать выполнения задачи немедленно, не замечать "неудачу", но и ни в коем случаи не оставлять всё как есть. Необходимо, не акцентируя внимания, систематически, вскользь давать возможность выполнить то или иное задание, наравне с другими детьми, ответить на вопрос среди прочих ответов. И если на первых порах ребёнок всё ещё будет замкнут, то по прошествии некоторого времени он обязательно откликнется, захочет попробовать свои силы, вступит в диалог, будет стараться решить поставленную задачу и начнёт получать от этого огромную радость.
Что касается детей сверх подвижных, с кажущимся равнодушием к происходящему на занятии, я подчёркиваю, с кажущимся, то картина работы с такими детьми практически аналогична с той лишь разницей, что в этом случаи акцентировать внимание на ребёнке необходимо, только изначально приободряя его и давая понять, что его ответ или действие очень важно и что ты в него веришь и очень ждёшь его ответа или решения. В данном случаи важно, не перегнуть с акцентированием внимания, так как это может перерасти в завышенное эгопредставление о себе в коллективе, что может привести к не менее проблемному поведению (зазнайству, ощущению себя лучше и выше других, с влекущим за собой нарушением дисциплины и т.д.).
Ни раз мне приходилось работать с такими детьми. Из совершенно "не интересующихся" ходом занятия, мешающим проведению занятия, постепенно они становились внимательными и активными. И это стали замечать воспитатели и другие специалисты. И таких детей множество.
Кто решил, что у них нет шансов стать "победителями" себя. Как показывает практика такие дети часто оказываются очень способными. Только они требуют более тонкого к себе подхода, внимания и времени.
На мой взгляд одной из причин такого положения в детских садах является отчасти низкая культура и профессионализм некоторых членов педколлектива, а так же стремление к высоким показателям в группах и "несоответствие" некоторых детей этим показателям. Стремление к успеху. А что есть успех? Высокие показатели диагностики? Победа в многочисленных конкурсах? (У меня сложное и не однозначное отношение к подобным "достижениям", но это тема отдельного разговора). Чем виноват ребёнок если он не вписывается в созданные стереотипы. Если уже на этом этапе дошкольного детства у него забирают право на ошибку. И кто сказал, что он неправ, что его мнение ошибочно... (здесь я имею ввиду задачи музыкального развития).
Только через свой собственный опыт, делание самим, своими руками, голосом, движением ребёнок учиться и способен к развитию и самосовершенствованию, ведущему к осознанию своих сил и дающее столь ценную веру в себя в свои силы.
Одной из важнейших сторон, являющейся залогом успеха, является без сомнения наличие коммуникативной состоятельности, а это в свою очередь возможно только через правильно организованное общение, обретение уверенности в своих силах, не боязнь неудач, осуждения со стороны взрослого и сверстников, не деление на хороших и плохих, способных и не способных.
Естественное для дошкольника стремление к первенству должно и может иметь правильный вектор, быть направлено не на "я лучше других" (с последующим зазнайством и весьма вероятной долей жестокости, что по сути является значительной помехой для самого ребёнка), а на радость от своих побед и достижений и так же на умение радоваться за товарища. Здесь важнейшую роль играет педагог. Дети очень чувствительны к мнению взрослого и мгновенно переносят пример общения взрослого на общение между собой. Сами того не замечая взрослые учат детей жестокости по отношению друг к другу, которая в школьные годы приобретает катастрофические масштабы. Захваленный, выделенный среди группы, зазнавшийся маленький тиран начинает свой путь именно с детского сада.
Поэтому крайне важно научить детей, через пример взрослого радоваться победам любого члена детского коллектива, не сомневаясь в успехах каждого, без высмеивания и дразнилок. Это сложная, но выполнимая задача, которая обязательно должна решаться комплексно на всех уровнях: в группе воспитателем, родителями в семье, всеми членами педагогического коллектива и конечно же музыкальным руководителем, так как музыка, как ни один другой вид искусства воздействует на все органы чувств, имеет каласальную силу воздействия, а значит воспитания. Но самое главное любовь, доверие и поддержка взрослого.Однажды я услышала фразу, к сожалению, не знаю автора: «Каждому времени — свои правила, меняется лишь их цена!»
Читайте также |
---|
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Интересно о профессиях!
Интересно о профессиях! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...
Квест - игра «Зимушка-зима»
Квест - игра «Зимушка-зима» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить...