Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО)

На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особые образовательные потребности (ООП) требуют создания специальных образовательных условий в ДОО в соответствии с ФАОП и индивидуальными особенностями развития каждого ребенка с ОВЗ., Новое содержания образования на уровне ДОО и изменение условий образовательной деятельности, усложнение образовательной парадигмы инклюзивного образования в новых социально-экономических условиях повлекли за собой значительные преобразования организации педагогического процесса. Наибольшую актуальность представляют в этом свете вопросы оценки качества деятельности педагога, работающего с детьми с ООП, так как общепринятые в образовании критерии не в полной мере подходят для педагогов этой категории в связи с особенностями воспитанников.

В инклюзивной среде педагогические работники направляют основное внимание на социальную адаптацию и коммуникацию детей с ограниченными возможностями здоровья, что обязательно влияет на качество деятельности воспитателей и узких специалистов.

Оценить деятельность педагога компенсирующей группы по традиционным показателям (победы детей в конкурсах, создание инновационных продуктов, осуществление экспериментальной деятельности и пр.) затруднительно, поэтому необходимо ввести в систему оценки в ДОО специфические критерии, позволяющие объективно оценить работу педагога с детьми с ОВЗ. В данном случае это могут быть:

-применение современных коррекционных технологий и методик работы с ребенком с ООП;

-учет личностных качеств в работе с данной категорией детей;

- самообразование педагога в свете требований современной специальной педагогики;

- толерантное отношение к детям с любой нозологией;

- непрерывное обогащение предметно-пространственной развивающей среды (РППС) в группе ДОО;

- построение образовательного процесса в группе в соответствие с ФАОП ДО.

Современный воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ должен быть чрезвычайно гибким и мобильным, уметь быстро перестраиваться и менять тактику деятельности с современным «Цифровым ребенком XXI века» (по А.Г.Асмолову). Поэтому важно формировать такие профессиональные качества и компетенции воспитателя:

  • создание центров развития в ДОО в связи с обогащением РППС;
  • корреляция содержания обучения и воспитательными современными технологиями;
  • реализация основных задач ФАОП дошкольного образования;
  • толерантная педагогическая позиция;
  • духовно-нравственный аспект личностного примера в воспитании подрастающего поколения;
  • учет и развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка;
  • качественное принятие инноваций в ДОО, реальное внедрение их в практику воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ООП;
  • признание ценности каждого ребенка, независимо от уровня интеллекта, физического развития и пр.;
  • участие в различных формах самообразования в детском саду (наставничество, клубы, конкурсы, мастер-классы, нетворкинкги и пр.).

Также обязательно нужно посещать занятий педагогов, работающих с данной категорией детей с целью их последующего анализа и диссимиляции опыта.

Анализ любого занятия в ДОО– сложный процесс, так как любое занятие всегда творческий процесс с многочисленными привнесениями самого автора этой разработки. Анализ позволяет повысить качество коррекционной работы с детьми с ОВЗ, а в итоге полноценно освоить ФАОП ДО.

Анализ занятия с детьми с ОВЗ можно выстроить по определенной схеме:

  1. Соответствие задач и цели ФАОП ДО.
  2. Учет психологических особенностей детей с ООП в подборе наглядного материала, вопросов и заданий и пр.
  3. Выдержана ли структура занятия (орг. Момент, специфический момент (артикуляционная гимнастика, или нейрогимнастика, или игра на привлечение внимания и прю.)
  4. Какие инновационные технологии м методики применяет на занятии воспитатель.
  5. Коррекционная направленность занятия (специфические приемы для развития когнитивных функций, эмоционально-личностной сферы и др.).
  6. Оценивание работы детей (не у всех детей может получиться то, что задумал реализовать на занятии воспитатель, однако ребенок старался, превзошел самого себя в усидчивости и внимательности, это обязательно нужно отметить и стимулировать на дальнейшую работу, например, сказав, что сегодня получилось лучше, чем вчера, а завтра-лучше чем сегодня).
  7. Итог занятия (очень важная часть, т.к. дети с ОВЗ лучше всего запоминают то, что было в конце, а педагоги иногда манкируют именно этой частью занятия, поскольку не могут уложиться во временные рамки, рекомендованные СанПиНами 2021).

Предлагаемые нами критерии оценки работы педагога компенсирующих и комбинированных групп не претендуют на универсальность. Это один из возможных вариантов работы с педагогами в процессе перехода ДОО на обучение детей с ОВЗ по ФАОП.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе»

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе» (Для детей подготовительного к школе возраста) Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Читайте также

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности