Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик» по программе для образовательных учреждений с инклюзивной образовательной средой «Конструирование на основе робототехнического конструктора MRT 1 BRAIN A, MRT 1 BRAIN B для детей 5 - 8 лет». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 2013г.) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ от 2014 г.) предназначена для использования в дошкольных учреждениях инклюзивной направленности. Авторы программы Афанасьева Раиса Альбертовна, Шаталина Елена Геннадьевна.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания. Программа отражает современное понимание процесса развития детей с ОВЗ. Она основывается на закономерностях развития детей дошкольного возраста, учитывает их и ориентирует на детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие продуктивных видов деятельности значимо для всех категорий детей, это важный шаг подготовки к школе, социализации.

1

У детей с ОВЗ проявляются трудности в развитии зрительно-пространственных функций, наблюдаются особенности представлений, ограничивающие возможности наглядного мышления. Дети с ОВЗ ограничены сенсорно - перцептивным опытом, у всех отмечается задержка в формировании видов деятельности в частности конструктивной.

Цель программы – создание инклюзивной образовательной среды через использование форм, методов и средств коррекционно-развивающей работы с образовательной робототехникой, обеспечивающих равные возможности получения доступного образования согласно требованиям ФГОС, способствующей развитию потенциальных конструктивных и творческих возможностей детей, нормально развивающихся и с ОВЗ.

Задачи:

- обеспечить развитие качества образовательной среды для детей разных категорий за счет возможности организации продуктивной деятельности с помощью робототехники;

- обеспечить эффективное использование инновационных форм занятий с использованием образовательной робототехники в инклюзивном образовательном пространстве в соответствии с требованиями ФГОС

Приоритеты:

- формирование конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста как одной из продуктивных, которая будет являться ключом к раскрытию его потенциальных возможностей и творческих способностей;

- развивающий характер обучения конструктивным умениям, основывающийся на положении о ведущей деятельности и формировании зоны ближайшего развития;

- включение родителей в систему коррекционно- педагогического воздействия на основе робототехнических конструкторов;

- развитие сенсорных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного и основ логического мышления в процессе занятий по робототехнике с детьми;

- стимулирование эмоционального реагирования, использование его для развития конструктивной деятельности детей.

- поэтапный подход к формированию конструктивных умений и навыков дошкольников.

2

Внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеют следующее преимущества:

- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.

- Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.

- Развитие интереса к профессиональным навыкам у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности.

В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Организация работы с конструкторами базируется на принципе практического обучения. Воспитанники сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе»

На занятиях используется индивидуальная форма работы с каждым воспитанником, в зависимости от его навыков и психологических возможностей.

3

Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Конструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.

Формы работы, используем на занятиях как беседы, демонстрация, практика, творческая работа, выставка, проектная работа.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий конструирование приобретает ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.

Во время сборки моделей роботов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение технологий конструирования, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, моделируя и конструируя что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, что он создает своими руками.

На занятиях в кружке «Нейрончик» обучаются по 5-6 человека, работа происходит в парах или индивидуально, в зависимости от возможности ребенка. В начале пути ребята работают с технологическими картами, где изложена подробная инструкция сборки модели. Но главная задача - вывести детей к самостоятельному решению задач через сборку собственных моделей, где воспитанники чувствуют себя настоящими инженерами.

Активно участвуем в республиканских, городских конкурсах по конструированию и робототехнике. В этом году мы поучаствовали в первом дистанционном Республиканском фестивале короткометражных мультфильмов «Lego movie» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений посвященный году Матери в Республике Саха Якутия «Единственной на свете». Оценивали компетентные жюри. Получили номинацию «За сказочное Lеgo- оформление». В будущем планируем участвовать в международных проектах.

Таким образом, мы считаем, что данные занятия помогают педагогам активизировать скрытые возможности обучающихся с ОВЗ, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому, мы считаем, что использование образовательной робототехники следует рассматривать как один из наиболее эффективных способ решения образовательных задач ФГОС.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране…

Интегрированное занятие с элементами развития речи «Веселые лягушата в стране Звукляндии» Цель: Побуждение детей к дружеским отношениям, творчеству, интерес к физкультурным занятиям. Задачи: укреплять...