Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и предметов. Память, мышление, речь, воображение и другие познавательные процессы развиваются по средствам образов восприятия, и являются, таким образом, результатом их переработки. Для полноценного и продуктивного развития познавательных процессов и интеллектуального развития в последнее время в образовательной деятельности отдельным разделом представлено сенсорное развитие.

Многие выдающиеся педагоги, такие как М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель хорошо понимали и предавали должное значение своевременного и качественного сенсорного развития детей дошкольного возраста, создавая большое количество разнообразных игр и упражнений, направленные на совершенствование слуха, зрения, осязания. Вопросы о проблемах сенсорного развития детей дошкольного возраста были хорошо рассмотрены и изучены Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усовой и другими.

Если для дошкольников не будут созданы благоприятные условия для развития познавательных процессов, то будут наблюдаться задержки как в интеллектуальном, так и в психическом развитии.

Главная задача сенсорного развития научить дошкольников точно, полно и отчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства, значения и предназначение (по цвету, форме, величине, высоте, звуку и т. п.).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Развитие сенсорных эталонов это очень длительный и сложный процесс, и его развитие происходит ни только в дошкольном детстве.

Полноценная сформированость сенсорных эталонов это не значит научиться дошкольника правильно называть объект и его свойства, это умение четко представлять разновидности каждого свойства и, самое главное, правильно уметь пользоваться этими представлениями в различных ситуациях.

Для развития сенсорных эталонов существуют достаточно большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут наиболее продуктивно и доступно развить все познавательные процессы.

Очень большое количество дидактических игр и упражнений можно изготовить самостоятельно используя при этом предметы быта и при помощи современной техники.

Достаточно много игр направленных на развитие мелкой моторики, воображения и мышления можно провести с использованием цветных прищепок, соотношение цветов, использование данного предмета вместо иголок для ежа, лучики для солнца, дождик у тучки, иголки у елки и т.д.

Также очень увлекательна и интересна для детей игра с использованием цветных (крашенных с помощью гуаши) макарон, их можно использовать для деференцировки цветов, собирание бус, нанизывание на палочку.

Сортировку по цвета, форме и величине, модно заменить и другими предметами. бусинами, камешками, цветными крышками, фасолью, ракушками, шишками.

Достаточно большой интерес вызывают игры у детей с цветными резинками, их можно использовать для заданий надевание резинки соответствующего цвета на цветной столбик, палочку.

Фаворитами всех сенсорных игр, у детей любого возраста являются игры с манкой, мукой либо песком, в ходе данной игры мы можем пересыпать, материал, прятать в нем различные предметы, а затем находить их, рисовать различные картинки на поверхности.

Также большое значение важно уделить играм шнуровкам, застегивание расстегивание замков, пуговиц, закручивание, раскручивание крышек в этом случае мы развиваем ни только мелкую моторику, но и большое значение придается развитию, внимания, памяти мышлению и воображению.

Самое главное что бы все игры, сделанные своими руками, были выполнены, эстетически, ярко и привлекательно для вызывания большого интереса у детей. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Утренний круг «Семья» (старшая группа)

Утренний круг «Семья» (старшая группа) Цель: создать эмоционально- комфортную атмосферу для пребывания в детском саду и вселить в ребёнка уверенность, что...

Читайте также

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у…

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах» Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи...