Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

I. Пояснительная записка

1.1. Тема проекта

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

1.2. Актуальность проекта

Актуальность проекта определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического порядка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, выполняя лепную или аппликативную работу, ребенок развивает зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развивается координация глаза и руки, владение кистью руки. Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных, печальных событий и обид, снимает нервное напряжение и страхи. Обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных традиционных способов и средств, чтобы выразить свою фантазию. Занятия рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

Особенностью программы является углубленное решение задач обогащения представлений детей о цветовом разнообразии окружающего мира, развития цветового восприятия, становления основ художественно-эстетического вкуса, которые решаются посредством знакомства детей с основами цветоведения. Раннее развитие способности ребенка к видению и восприятию цвета дает возможность ему самовыражаться в творческих работах и развивает креативное мышление.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник изобразительной деятельности, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в изобразительной деятельности также способствует развитию познавательной инициативы и творческой активности.

При реализации проекта ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

1.3. Проблемное поле проекта

Необходимость помощи обучающимся в преодолении затруднений в развитии художественно-творческих способностей.

1.4. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства.

Виртуальные экскурсии позволяют не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым. Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д. Эксперимент позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями. Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа, изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.

Технология ТРИЗ учит детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.

1.5. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Сформировать представление о приемах нетрадиционной изобразительной деятельности и способах изображения с использованием различных материалов.
  2. Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства изобразительного искусства.
  3. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  5. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

1.6. Планируемые результаты реализации проекта

  1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

На этапе завершения дошкольного возраста

Ребенок демонстрирует следующие общепедагогические результаты:

  • может самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и тестопластики, применять их;
  • может самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования и тестопластики;
  • выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок, лепную поделку;
  • дает мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявляет интерес к изобразительной деятельности сверстника.

Ребенок демонстрирует следующие специальные результаты в рисовании:

Техника работы с материалами Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность   Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

1.7. Тип и вид проекта

Тип проекта – практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта – коллективный, долгосрочный.

1.8. Сроки реализации проекта

1 год (с сентября по май)

1.9. Состав участников проекта

Дети подготовительной к школе группы (26 человек); родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, администрация и учебно-вспомогательный персонал детского сада.

II. Матрица проекта

2.1. Планируемое время на реализацию проекта по этапам

№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:
- детьми «Где мы встречаемся с изобразительным искусством»
- родителями «Музей изобразительного искусства г. Оренбурга»
- педагогами «Изобразительное искусство в мире»
1 неделя сентября
2 Аналитический Анализ собранной информации
Планирование практической деятельности по созданию продукта – выставка рисунков в нетрадиционной технике
Подготовка материалов и оборудования для практической деятельности
1 неделя сентября
3 Практический Распределение ответственности за реализацию проекта между его участниками
Отработка технических умений и навыков детей в изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей
Изготовление творческих продуктов
сентябрь-апрель
4 Презентационный Обоснование презентационной формы
Выставка рисунков «Волшебство в моих руках»
1-2 неделя мая
5 Контрольный Рефлексия 3-4 неделя мая

2.2. Организационные формы работы над проектом

Формы работы с детьми.

  • Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
  • Чтение загадок.
  • Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Тестовые задания (дорисовывание кругов).
  • Беседы.
  • Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.

Формы работы с родителями.

  • Консультации.
  • Беседы.
  • Наглядная информация: буклеты, памятки.
  • Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
  • Участие в конкурсах, выставках.

2.3. Итоговое мероприятие

Выставка рисунков «Волшебство в моих руках».

Викторина по изобразительной деятельности.

2.4. Описание продукта, полученного в результате проекта

Альбом детских рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках

2.5. Интеграция образовательных областей

№№
пп
Название образовательной области Содержание
(краткое)
Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) Стихи о природе
Фрагменты из произведений художественной литературы
Воспитывать интерес и уважение к произведениям словесного искусства, их авторам.
2 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) Народные мелодии и песни, произведения классического искусства Воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре.
3 Познавательное развитие Освоение познавательной информации о нетрадиционных техниках рисования Активизировать познавательно-поисковую деятельность детей.
Повышать мотивацию к освоению нетрадиционных техник.
4 Социально-коммуникативное развитие Осознание собственной личности через творческую самореализацию. Формировать картину мира, чувство принадлежности к мировому сообществу, расширять кругозор детей.
5 Речевое развитие Коммуникация на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности
Беседы с детьми на темы «Зачем нам нужно изобразительное искусство?»; «Как мы умеем рисовать?»; «Где в нашем городе можно увидеть произведения изобразительного искусства?»
Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей.
Знакомить со специальной терминологией
Формировать элементарные лингвистические представления.
6 Физическое развитие Физминутки, оздоровительные игры, упражнения пальчиковой гимнастики Обеспечивать двигательную активность детей на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.

2.6. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

Основу альбома (обложку, страницы) изготавливает воспитатель, а также делает необходимые подписи. Наполнение альбома осуществляют дети.

2.7. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Центр художественно-эстетического развития «Мы рисуем». Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей.

  1. Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые  краски, простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования;
  2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;
  3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;
  4. Образцы по аппликации и рисованию;
  5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;
  6. Альбомы: «Домашние животные», «Красота вокруг нас», «Мамы и малыши» и др.;
  7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг, различные трафареты.

III. Проектная карта

3.1. Тематическое планирование по проекту

№ п/п Тема  занятий Количество занятий
Сентябрь «Овощи, фрукты» 3
Октябрь «Деревья» 2
Ноябрь «Птицы» 4
Декабрь «Животные» 4
Январь «Сказки» 2
Февраль «Цветы» 4
Март «Игрушки» 4
Апрель «Загадки Радуги» 4
Общее количество занятий по Программе: 28

3.2. Содержание образовательной работы по проекту

Месяц Тема занятия Программное содержание
Овощи, фрукты
Сентябрь 1 «Овощи и фрукты-герои сказки» Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.
Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.
Развивать образное восприятие, чувство цвета.
2 «Дары природы» Совершенствовать технику рисования «монотипия».
Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
3 «Натюрморт с арбузом» Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта.
Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок.
Развивать творческую активность.
4 «Фруктовый букет» Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением.
Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов.
Развивать чувство композиции.
Деревья
Октябрь 5 «Ветка рябины в вазе» Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник.
Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины.
Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала.
6 «Осенняя береза» Познакомить детей с техникой «рисование свечей».
Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
7 «Дерево под ветром и дождем» Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей».
Учить детей изображать различные образы деревьев.
Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции.
8 «Новогодняя елка» Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками.
Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью.
Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов.
Птицы
Ноябрь 9 «Снегири на ветках» Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».
Развивать умение самостоятельно создавать композицию.
10 «Дятел и кукушка» Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.
Продолжать учить детей рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику рук.
11 «Цапля с птенчиком» Продолжать совершенствовать технику граттаж.
Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент.
Развивать композиционное и пространственное восприятие.
12 «Голуби на черепичной крыше» Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.
Развивать у детей чувство цвета и композиции.
Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Животные
Декабрь 13 «Пушистые детеныши животных» Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении.
Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка.
Развивать творческое воображение.
14 «Домашние животные» Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону.
Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер.
Развивать творческую активность.
15 «Звери в зоопарке» Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу.
Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком.
Развивать любознательность.
16 «Кто живет в зимнем лесу» Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования.
Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования.
Развивать чувство цвета и композиции.
Сказки
Январь 17 «Фонари в городе Снеговиков» Познакомить детей с новой техникой «батик».
Учить детей рисовать по ткани.
Формировать эстетический вкус.
18 «Сказочный подсолнух» Продолжать знакомить детей с техникой «батика».
Развивать у детей чувство цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
Цветы
Февраль 19 «Цветы в вазе» Познакомить с техникой рисования «эбру».
Продолжать формировать чувство композиции и ритма.
Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
20 «Цветочек в горшочке» Закрепить приемы работы в  технике кляксография.
Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов.
Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
21 «Маки» Продолжать совершенствовать технику изображения – эбру.
Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки, гребнем.
Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.
22 «Цветок, который смотрит в воду»
«Нарцисс»
Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик».
Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь.
Закрепить представление о внешнем виде цветка.
Игрушки
Март 23 «Веселые человечки» Продолжать знакомить детей с техникой граттаж.
Закрепить и усложнить способ изображения  фигурки человека.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.
24 «Золотой петушок» Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование.
Закрепить знание детей о цветовой гамме.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
25 «Баба Яга и леший» Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев.
Развивать чувство композиции.
Развивать интерес к народному творчеству.
26 «Игрушки для детского сада» Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов.
Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг.
Развивать самостоятельность, творческую активность.
Загадки Радуги
Апрель 27 «Загадочный мир космоса» Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования.  
Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию.
Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография.
Развивать фантазию, воображение детей.
Развивать мелкую моторику.
28 «Мой любимый родной город» Учить детей рисовать праздничный Орск, передавая архитектурные особенности зданий.
Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д.
Воспитывать любовь к родному городу.
29 «Мир, в котором мы живем» Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы.
Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков.
Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем.
Развивать наблюдательность.
30 Викторина по изобразительной деятельности.
Выставка рисунков
Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования.
Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.
Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.
Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству.


IV. Список литературы

  1. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
  2. Кириллова, Т. Искусство росписи по воде [Электронный ресурс] / Т. Кириллова. – Режим доступа: /http://www.ebru-art.ru/index.html
  3. Краски для эбру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri
  4. Лыкова, И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Новые подходы в условиях внедрения ФГОС ДО / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. 2014. – 144 с.
  5. Лыкова, И.А. Талантливые дети: Индивидуальный подход в художественном развитии / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Цветной мир. 2012. – 144с.
  6. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке: Цели и методы художественного образования: Методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  7. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в Ступеньки в творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином; Лаборатория знаний, 2012. – 159 с.
  8. Окульская, Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 62-65. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/ (дата обращения: 14.09.2020).
  9. Техники эбру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri
  10. Тонкошкурова, М.Е. Исследовательский проект «Краски, танцующие на воде» / М.Е. Тонкошкурова, Л.А. Решетова. – Текст : непосредственный // Юный ученый. – 2017. – № 3 (12). – С. 143-149. – Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/12/883/
  11. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
  12. Финк, М. Творческая мастерская в детском саду: рисуем, лепим, конструируем: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / М. Финк, А. Бостельман; под ред. И.А. Лыковой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 108 с.
  13. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2013. – 192 с.
  14. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец и др. – М.: «Русское слово – учебник», 2015. – 216 с.


V. Приложение

Приложение 1

Картотека нетрадиционных способов рисования

Набрызг – ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография обычная – ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой – ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой – ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование мыльными пузырями – гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование по сырому на лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. Получается размытое изображение.

Тычок жесткой полусухой кистью – ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками – ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой – ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Свеча + акварель – ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Восковые мелки + акварель – ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Аэрография – для техники «аэрография» необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листке рисуем домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик на чистый альбомный лист. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем над листом водить расческой по щетке. Получаются брызги на листе, после того, как закончили водить, нужно снять вырезанный домик.

Черно-белый граттаж – ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной граттаж – на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Монотипия – это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать.

Оттиск пробкой – ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом.

Отпечатки листьев – ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Приложение 2

Консультация для воспитателей

«Неклассические техники рисования с использованием привычных

материалов»

Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать свое отношение ко всему, что его окружает. Известно, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага.

Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольников в период раннего детства. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой, пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще всего он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью.

Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно - выразительный. Безусловно, это не означает, что аппликацию, лепку следует исключить из сферы деятельности малыша. Но вводить их стоит постепенно, фрагментарно.

Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.

Опыт работы свидетельствует: неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать?

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования:

Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, ватой, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

Особый интерес у детей и взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т.к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость. Тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь) умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивая контроль над собственными действиями, развивается художественный вкус, способность находить красоту в обыденном.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Удочка»

Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные»

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные» По плану одной их годовых задач В 2 мл. группе была проведена работа...

Читайте также

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель:  Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...