Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы
Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно- образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Я рассказывала детям про праздник Рождество Христово. У детей возник неподдельный интерес, и появилось много вопросов. Какую люди носили одежду на Руси? Какие песни пели, сказки слушали? Какой был быт у людей в те времена?
Поэтому, мы с коллегами посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, разнообразие старинных предметов домашнего быта, традиции, культуру русского народа. А как же сделать так, чтобы дети смогли понять и представить жизнь наших предков? И было решено, создать в нашем дошкольном комплексе собственный музеи «Русская изба», пусть и маленький.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемого мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды. Как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, поиграть в русские народные игры.
Важной особенностью нашего мини-музея является участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, привозят с дачи, деревень от бабушек и дедушек. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.
Читайте также |
---|
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...
Лепбук «Пожарная безопасность»
Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...