Психологическая подготовка детей к школе

В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение и радостное и волнительное одновременно. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и «уязвимым». Как сделать так, чтобы он оказался успешным для детей?

Нам, взрослым, необходимо знать психологические причины школьной зрелости. Выделяют три компонента школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социально-личностный.

Интеллектуальный компонент включает способность ребенка обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки явлений и устанавливать причинно-следственные отношения между ними, способность воспроизводить образец, логическое запоминание, интерес к напряженной деятельности, к новым знаниям, овладение разговорной речью и способность понимать и использовать символы, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Эмоциональный компонент в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, иными словами у ребенка у ребенка должны быть сформированы параметры произвольности, на которые опирается обучение в первом классе, а именно:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Социально-личностный компонент включает потребность ребенка в общении со сверстниками, а также потребность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что:

- ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости;

- у него есть потребность познания, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей – это «внутренняя позиция школьника».

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе хотелось бы выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Если все вышеперечисленные компоненты присутствуют у детей, то можно говорить о сформированности у них полноценной психологической готовности к школе. Если нет, то надо постараться до поступления в школу оказать ребенку коррекционно-развивающую помощь.

В детском саду в режиме дня предусматривается специальные занятия. Проведение занятий с детьми, не посещающими детский сад, возлагается на родителей. Наиболее благоприятные часы для занятий – утренние или после дневного сна. Длительность занятий не более 25 – 30 минут.

Давая ребенку задания, нужно показать ему, как его выполнить, и проверить выполнение. После занятий ребенок должен все убрать на свое место.

Дети должны научиться ровно и красиво держаться во время обеда, занятий рисованием, лепкой и др. Ребенок должен уметь контролировать свою позу.

Ребенок к семи годам должен самостоятельно одеваться, есть, мыть руки, чистить зубы, следить за чистотой одежды и обуви, прибрать свой уголок.

Умственное воспитание детей зависит во многом от разумного общения взрослых с детьми. Ребенок должен знать об окружающем мире, реальное понимание природных явлений и связей между ними.

Хорошо, если дети знают о своем городе или селе, в котором живут; чем он замечателен; о правилах уличного движения; о школе, в которой он будет учиться; свой домашний адрес; о семье, кок зовут родителей, где они работают.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована ориентировка в величине, в форме, пространственном расположении предметов, умение считать предметы.

В школе дети труднее всего овладевают письмом. Но это не означает, что родители должны обучать письму. Родители не знают требований к методике преподавания, и может случиться, что учителю придется переучивать ребенка после вмешательства родителей. Достаточно, если родители уделят внимание подготовке руки ребенка к письму. В этом могут помочь такие виды домашних занятий, как лепка, рисование, конструирование, штриховка и раскрашивание картинок. Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи. Нужно побуждать детей пересказывать знакомые сказки, рассказывать по картинке об увиденном на прогулке, придумывать небольшие сюжеты.

Нередко родители и учителя жалуются, что дети забывают, что задано на дом. Это происходит потому, что у детей не сформировано чувство ответственности, помогающие удержать в памяти то, что надо сделать.

Работу ребенка надо оценить, вместе с ним разобраться, что у него хорошо, а над чем надо еще поработать. При этом следует помнить, что дети очень чувствительны в оценке их деятельности другими людьми и родителями. Нельзя запугивать и применять физическое наказания. Справедливая положительная оценка очень важна, она побуждает ребенка к действию, познанию, развивает интерес к учению. Родителям необходимо ориентироваться в том, что должен знать и уметь поступающий в школу ребенок (см. приложение 1).

Готовя детей к школе, родители не должны забывать о формировании у них таких навыков общественного поведения, как вежливость, сдержанность, послушание. Надо не только разъяснять детям, что хорошо и что плохо, как поступать в том или ином случае, но постоянно упражнять их в хороших поступках – помогать более слабым, заступаться за обиженных, дать другому любимую игрушку. Это приучает ребенка быть внимательным и справедливым по отношению к окружающим людям.

Важнейшим средством воспитания общественного поведения является пример взрослых, прочные нравственные устои семьи.

В период подготовки к школе важно проверить состояние здоровья ребенка. Кроме педиатра, ребенка осматривают окулист, специалист по болезням уха, горло и нос, хирург – ортопед, психоневролог, стоматолог, логопед и другие специалисты.

Если у ребенка выявлено какое-либо хроническое заболевание, пониженная острота зрения, дефекты осанки и прочее, ему в обязательном порядке будет назначено лечение. И долг родителей – аккуратно и точно выполнять назначения врача с тем, чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Здоровье – это главный фактор, который обеспечит успешное овладение учебным материалом, поможет вызвать интерес к учению и знаниям.

 

Приложение 1

Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку

  • Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.
  • Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т.д.
  • Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. Некоторые школы этого не требуют.
  • Быть в состоянии написать или скопировать простую фразу. Например: "ОН ел суп", "Миша мыл окно".
  • Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  • Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  • Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".
  • Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят".
  • Находить сходство и различия между предметами: Что общего между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.). Чем они отличаются друг от друга? (Отличаются формой. Морковка

длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).

  • Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т.д.)
  • Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  • Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  • Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  • Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  • Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".
  • Знать 10-12 цветов.
  • Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

Если ребенок владеет всеми перечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе»

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе» (Для детей подготовительного к школе возраста) Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Читайте также

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности