Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса
Понятие «взаимодействие» в самом общем значении является универсальной, общей формой движения, позволяющем влиять объектам друг на друга. Человек стремится контактировать с различными субъектами окружающей среды. С помощью взаимодействия человек может познать природные и социальные явления, процессы, закономерности, научиться ориентироваться в окружающей реальности, определить способы собственного полведения и мышления, познать других, а также освоить процесс самопознания. С помощью взаимодействия человек удовлетворяет свои потребности в общении, обучении, образовании, саморазвитии [1, 3].
Процесс обучения является процессом управления, включающий управляемую (воспитанники) и управляющую (воспитатели) подсистемы. Педагог выступает в роли управляющего субъекта, в задачи которого входит организация, контроль и коррекция (при необходимости) учебно-позновательной деятельности воспитанников. От того насколько компетентен педагог зависит то, насколько быстро ребенок сам захочет получать знания.
При осуществлении совместной деятельности воспитанники также влияют на педагога, и могут изменять характер его действий. Взаимосвязь и взаимозависимость управляющего и управляемого субъектов образовательного процесса приводят к изменениям в содержании образования, а также к изменению характера своего профессионально-педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие также включает субъекта воздействия и объекта, находящегося под воздействием, которое осуществляется с помощью сознательности, целенаправленности и активности, в результате чего достигается перевод объекта на позицию субъекта. Только тогда можно будет говорить о педагогическом взаимодействии.
Оно предполагает такое воздействие субъекта на объект, которое позволит последнему перейти в позицию субъекта и обеспечить эффективность совместной и индивидуальной деятельности.
В целом педагогическое воздействие – это особая деятельность педагога, его тонкое прикосновение к личности ребенка, позволяющее раскрыть ее потенциальные возможности быть и становиться субъектом деятельности и собственной жизни [81, с. 28].
Для эффективности педагогического взаимодействия важно соотношение педагогического влияния с его активным восприятием, а также активность воспитуемого, которое проявляется в самовлиянии и влиянии на педагога. Альтернативность взаимодействия возникает из-за разного характера проявления активности учителя и ученика в учебной и внеучебной деятельности.
С опорой на психолого-педагогические исследования ряда авторов (Г. А. Балл, М. А. Поваляева, М. И. Лукьянова) можно выделить ряд показаний к педагогическому взаимодействию [2, 5, 6].
1. Сложность и комплексность решаемых профессиональных задач, отражающих существующие проблемы. Комплексность и триединство цели в совокупности образовательных, воспитательных и развивающих задач образовательного воздействия предполагают взаимодействие педагога с различными субъектами образовательного процесса, что позволяет решать актуальные проблемы.
2. Изменение системы отношений, в которых находится ребенок, обусловливает эффективность воздействия на него педагога. Педагогический коллектив зачастую определяет стиль жизни учреждения и, принимая участие в сложившихся отношениях, оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.
3. Объективная и субъективная ограниченность ресурсов отдельно взятого педагога препятствует решению задач гуманизации педагогического процесса в формировании действительно равных отношений и реализации индивидуального подхода в полном объеме.
Основные подходы к организации педагогического взаимодействия реализуются благодаря сущностным чертам современных образовательных технологий, к которым относят субъект-субъектную схему взаимодействия и отношение принятия в общении (К. Н. Вентцель, Ш. А. Амонашвили, И. И. Рыданова и др.).
В качестве ведущих идей современного образования ряд авторов (В. А. Сластенин, А. С. Смирнов, С. Я. Ромашина) рассматривают гуманизацию и демократизацию образования. Это ведет за собой изменение облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм. Это прописано в основных нормативно правовых актах Российской Федерации и задано мировыми гуманистическими тенденциями.
В организации педагогического взаимодействия очень важными являются положения педагогической поддержки, выделенные Л.А. Даринской.
1. Личность с самого начала является субъектом творчества, где приоритет отдается индивидуальности, самобытности и самоценности ученика, являющегося активным носителем субъектного опыта творческой деятельности, формирующегося задолго до влияния специально организованного образовательного процесса.
2. Творчество является индивидуальной деятельностью по изменению аспектов жизнедеятельности, и это должно быть предусмотрено при проектировании образовательного процесса.
3. Конструирование и реализация образовательного процесса способствует выявлению творческого опыта каждого участника и фиксацию складывающихся способов учебной и внеучебной деятельности.
4. В процессе сотрудничества, происходящем в совместной деятельности, педагог и учащиеся, как субъекты образовательного процесса, обмениваются творческим опытом.
5. Общественно-исторический и индивидуально-творческий опыт должны находиться в постоянном согласовании, использовать все то, что накоплено личностью как субъектом творчества и его жизнедеятельности.
6. Развитие творческого потенциала личности есть сумма овладения личностью творческими образцами деятельности, а также постоянного обогащения и преобразования опыта как источника собственного развития.
7. Творчество – это процесс, описываемый в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологические механизмы реализации и стимулирования, обеспечивающих творческое развитие личности.
8. Базовым основанием личности является формирование творческой активности, выступающим как результат образовательного процесса [4, с. 18 – 22].
Разделение субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия лежит в основе авторитарной и демократической парадигм образования.
Авторитарная педагогика трактует взаимодействие как воздействие педагога на учащегося, как обусловленность и порожденность поведения ученика активными действиями педагога, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого. Современная (гуманистическая) педагогика базируется на основе совместной деятельности, что требует создания тончайших педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и основывается на принятии индивидуальных интересов партнера.
Взаимодействие представляет собой сотрудничество субъект-субъектных отношений, развитие которых возможно при положительной установке творческую работу, совместном планировании, анализе результатов деятельности, осознании ее цели и личностного смысла. Эффективности взаимодействия также способствует создание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие достоверной информации о делах в группе детей, педагогическом коллективе, о каждом участнике деятельности, организация воспитательных и досуговых мероприятий, позволяющая наиболее полному раскрытию личности [80].
В процессе обучения взаимодействие педагога и ребенка трансформирует учебное взаимодействие в учебное сотрудничество, благодаря чему они становятся единым совокупным субъектом образовательного процесса. Достичь единства можно в том случае, если у ребенка к моменту поступления в школу сформируется способность к «осознанию» и «целеполаганию» совместной деятельности как основы учебной.
Понимание взаимодействия как взаимовоздействия помогает определить его формулу, содержащую этапы и уровни развития взаимодействия субъектов образовательного процесса (ребенка и взрослого, взрослого и взрослого) [7]:
1-й этап – субъект-объектные отношения (традиционное воздействие):
S → O.
2-й этап – субъект-объект-субъектные отношения (переходное воздействие):
S → O (S1).
Педагог оказывает оптимальное воздействие на ребенка с целью его перевода на позицию субъекта, тем самым трансформируя субъект-объектные отношения в субъект-субъектные. Эти два этапа педагогического взаимодействия характерны для авторитарной парадигмы образования. Что взаимодействие стало полным, необходимо достичь двух следующих уровней.
3-й этап – субъект-объектные отношения (ответное воздействие):
S → O (S1).
4 –й этап – субъект-субъектные отношения (взаимодействие):
(O1) S ↔ O (S1).
Достижение последних двух этапов осуществляется за счет способности ребенка оказывать обратное воздействие.
Исходя из представленной технологической схемы развития педагогического взаимодействия, видно, что каждый этап обеспечивает новое качество в его формировании. Выпадение любого из них не позволит достичь становления подлинных субъект-субъектных отношений.
Признание в качестве исходного субъект-объектного типа отношений дает возможность определить перспективы развития педагогического взаимодействия через становление субъектности ребенка, что сопровождается эволюцией субъектной позиции взрослого к его объектности.
Список использованной литературы
- Абульханова, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – 299 с.
- Балл, Г. А., Бургин, М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. Вопросы психологии 1994. №4. С. 56-66.
- Бурлова, Бурлова, Н. Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. № 10, с. 56-60.
- Даринская, Л. А. Педагогическая поддержка как механизм развития творческого потенциала // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25 – 28 июня 2003 г. – СПб.: Изд-во С.-Петеб. ун-та, 2003. – Т. 3. – С. 18 – 22.
- Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монограф. / под общ. ред. М. А. Поваляевой. – Ростов н\Д: Феникс, 2002. – 352 с.
- Лукьянова, М. И. Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. 1999. № 3-4. С. 23-29.
- Майер, А. А. Становление субъектности ребенка в процессе педагогического взаимодействия со взрослым // Материалы Всероссийского совещания-семинара по подготовке организатора-методиста к работе с детьми в классах раннего развития. Барнаул: БГПУ, 2005. С. 71 – 77.
- Широкова, Е. Ф., Шептенко, П. А. Будущему педагогу - воспитателю о личностно ориентированном педагогическом взаимодействии «педагог-воспитанник». (Теоретический, методико-технологический аспекты.) М. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – 298 с.
- Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
Читайте также |
---|
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Интересно о профессиях!
Интересно о профессиях! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...
Квест - игра «Зимушка-зима»
Квест - игра «Зимушка-зима» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить...