Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач.

Задачи:

  1. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей об органах чувств.
  2. Расширять кругозор, совершенствовать познавательные процессы и сенсорные эталоны восприятия и ощущения.
  3. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, речевую активность, проявлять инициативу в действия.
  4. Формировать умение анализировать и рассуждать.
  5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через интерес к изучаемой теме.

Игра состоит из пяти больших карточек, соответствующих пяти органам чувств:

«Глаз» - зрение;

«Рот» - вкусовые ощущения;

«Нос» - обоняние;

«Ухо» - способность слышать;

«Руки» - тактильные ощущения.

30 маленьких круглых карточек с изображениями действий с данными органами чувств.

Нужно подобрать каждому органу чувств шесть маленьких карточек и объяснить,‚ почему та или иная карточка подходит к данному органу.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, у нас сегодня в группе много гостей. Давайте поздороваемся с ними – скажем «здравствуйте».

2. Основная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт.

Вдруг сегодня на рассвете

Распахнул оконце ветер,

Кто-то бросил мне в окно

Вот такое письмецо.

Все по правилам: наш адрес,

Номер садика стоит.

Интересно, от кого же

В нем письмо для нас лежит?

Воспитатель просит одного из родителей прочитать письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам письмо Лунтик. У каждого человека есть помощники, или по-другому их называют органы чувств. Они очень нужны человеку. И как они ему помогают, вы узнаете, если отправитесь в путешествие. Будьте внимательны! Успехов вам!»

Ну что, ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

А в путь мы отправимся на поезде. Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь! (Имитируют движение поезда, идут по группе, подходят к первой остановке.)

А вот и первая остановка. Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам: (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.

Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Все, что находится вокруг, мы легко узнаем, если видим, и не можем узнать, если наши глаза закрыты. Наши глаза помогают нам увидеть все, что нас окружает, какого цвета, размера, формы. Глазами мы можем увидеть много интересного. А чтобы глаза хорошо видели и не болели, мы выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Стрекоза».

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
Влево - вправо, назад - вперед-
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
(Пальцами делают очки.)
(Глазами смотрят вправо- влево.) (Круговые движения глаз)
(Смотрят вверх.)
(Смотрят вниз.)
(Смотрят вперед.)
(Смотрят вниз.)

Воспитатель: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка:

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле: (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Воспитатель: Что мы слышим ушами? (Ответы детей: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.)

Воспитатель: Правильно. А теперь поиграем с вашими родителями в игру.

Игра «Узнай, чей голос».

Родителям предлагается прослушать аудиозапись с голосами детей и узнать, чей это голос.

Воспитатель: Ребята, что помогло нашим родителям узнать, чей голос? Ответы детей.

Вокруг очень много разных звуков и всех их услышать нам помогают наши уши.

Воспитатель: Ребята, мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется?

Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно нос. Что человек чувствует носом? (Ответы детей.)

Воспитатель: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Что мы чувствуем носом?

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

Игра «Узнай по запаху».

Воспитатель предлагает детям понюхать коробочки (запах духов, чеснока, апельсина) и угадать, что за запах.

Воспитатель: Ребята, какие запахи вы определили? Какие это запахи? Что вам помогло это определить? Ответы детей.

Правильно, нос помогает определить все запахи, и не спутать их ни с какими другими.

Воспитатель: А теперь мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше.

Загадка:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Воспитатель: Что это? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да‚ правильно‚ здесь живет Язычок. Сейчас я расскажу вам про него.

Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

На столе стоят одинаковые прозрачные стаканы с водой (простой, сладкой и соленой), а на блюдцах ложечки.

Опыт: «Какая вода?»

Воспитатель: Ребята, скажите, что в этих стаканах? Какого цвета вода? А как определить вкус воды? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Пробуют воду из стаканчиков с помощью ложечек.

Воспитатель: язычок помог нам определить вкус воды: сладкая, соленая, простая. Благодаря языку нам знаком вкус продуктов.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше в путь. Вот и последняя остановка. Ребята, можем ли мы не трогая, ушами и глазами узнать, что в этом мешочке? Ответы детей.

Что нам поможет узнать? Правильно, наши руки. Давайте попробуем угадать.

Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Что лежало в мешочке? Чем вы его обследовали? Ответы детей.

Правильно, наши руки помогают нам определить форму предметов, их поверхность.

А с помощью рук можно рассказывать стихи. Попробуем?

Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики» 

Мои пальчики расскажут,
Что умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Подняв руки вверх, двигают пальцами, поворачивая ладони внутрь и наружу.
Все делать могут,
Всегда помогут
Мои пальцы на руке.
Хлопают в ладоши.
Они на дудочке играют,
Мячик весело бросают,
Мои пальцы на руке.
Подражают движениям, соответствующим содержанию текста.
Мои пальчики расскажут,
Что умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Подняв руки вверх, двигают пальцами, поворачивая ладони внутрь и наружу.
Белье стирают, пол подметают,
Мои пальцы на руке.
Они считают, щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
Подражают движениям, соответствующим содержанию текста. 

Воспитатель: А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей.)

Воспитатель: Да‚ совершенно верно. Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!

Давайте вспомним их:

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Занятие окончено. Всем спасибо.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...