Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду
«Мои звуки – мои друзья»

 

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от спо­собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву­ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспе­чивающего восприятие фонем дан­ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по­ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится воз­можным вычленение отдельных фонем. При этом боль­шую роль играют первичные формы аналитико-синтети­ческой дея­тельности, благодаря которым ребёнок обоб­щает признаки од­них фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности проис­ходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизноше­ния. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Цель нашего проекта:

Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада - в течение всего дня.

Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.

2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.

4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.

6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.

8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы:

  • Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада.
  • Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.
  • Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
  • Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Этапы реализации проекта:

 

I этап: Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

  • Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
  • Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);
  • Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

Дети играют:

  • В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

                           

II этап: Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Различные голосовые разминки.

Используются:

  • Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища).

 

IIIэтап: НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

  • Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;
  • Физкультминутки с пальчиковыми играми;
  • Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

  • Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

 

Vэтап: Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

  • Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
  • Логоритмические игры;
  • Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);
  • Подвижные речевые игры.

 

V этап: Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

  • Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);
  • Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

 

VI этап: После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

  • Дыхательную гимнастику;
  • Пальчиковые игры;
  • Игры с «Весёлым язычком».

 

Vэтап: Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:

  • Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Проводится мимическая гимнастика;
  • Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;
  • Автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).
  • Дети играют в дидактические речевые игры.

  

Данный проект рассчитанна 1 год. В нём участвуют 10 детей, посещавшие занятия логопеда в прошлом году и посещающие логопедические занятия в этом учебном году (2014-2015 уч.г.г.). В общих речевых, дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.

Результатом данной работы стало:

1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи.

2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.

3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.

 

Список использованной литературы:

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

10. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

11. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).

12. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

14. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

18. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

21. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

24. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.

25. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

26. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

29. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

30. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

33. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней…

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней группеТема: Выполнение аппликации из бумаги «Синичка» Цель: формировать умение работать ножницами:...

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Читайте также

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...

Логопедическое развлечение «От улыбки станет всем светлей»

Логопедическое развлечение «От улыбки станет всем светлей» (Совместная деятельность детей, педагогов, родителей в старшей группе) Логпедическое развлечение – такая форма логопедической работы...

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...