Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Введение

Актуальность.

Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать гораздо легче, чем в пресной. Папа сказал: «Солёная вода держит». Я предположил, что соль изменяет свойства воды и решил исследовать эту проблему. Соль встречается в нашей жизни повсеместно и ежедневно. Часто приходится слышать от взрослых противоположные мнения о соли: одни говорят, что это «белая смерть», другие, что без соли жизнь невозможна, это доказывают исторические факты и литературные источники: в старину соль стоила дороже сахара, имея соль, люди могли долго сохранять свежее мясо.

Я решил разобраться в этом вопросе.

Цель моего исследования: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

  • исследовать свойства соли,
  • узнать об использовании соли в различных областях жизнедеятельности;
  • доказать, что соль – интересный материал для творческой деятельности. 

Объект исследования: соль.

Гипотеза проекта: Если соль очень широко применяется как пищевой продукт, то возможно, она может применяться и для других целей.

Продукт проекта: Выращивание кристалла.

Поисково-исследовательская деятельность:

  • беседы с мамой и папой;
  • рассматривание энциклопедий, книг, иллюстраций;
  • просмотр видеороликов, мультфильмов;
  • эксперименты, опыты.

Основная часть.

Свою работу я начал с опытов.

Опыт № 1 «Соль растворяется в воде».

В стакан с водой я насыпал ложку соли и перемешал. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Я попробовал воду на вкус. Она стала соленой.

Соль используется при приготовлении пищи для улучшения вкусовых качеств.

3

Опыт № 2 «Плавающее яйцо».

В два одинаковых стакана я налил пресную и соленую воду. Опустил в них сырые яйца. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно стакана. А вот в стакане с соленой водой яйцо не утонуло. Это происходит потому, что соленая вода имеет большую плотность. Значит, в солёной воде легче научиться плавать, чем в пресной.

Опыт № 3 «Плавающая картофелина».

То же самое я проделал с картофелем. В стакане с пресной водой картофелина опустилась на дно стакана. А вот в стакане с соленой водой картофелина не утонула.

И у меня не осталось никаких сомнений, что соль повышает плотность воды. В Соль-Илецких озёрах большая концентрация соли в воде. Человек, лёжа в воде, не тонет – эффект «поплавка».

Опыт №4 «Незамерзающая соль»

Я налил в две тарелки разноцветной воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе тарелки я поставил в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная (синяя) вода превратилась в лёд, а солёная (зелёная) немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу. Соль не дала воде замерзнуть!

2

Опыт № 5 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур. Для опыта мне понадобились стакан соленой воды, нить, проволока. Из проволоки мы с мамой сделали цветок, обмотали нитью. Поместили цветок в стакан с солёной водой, накрыли CD диском и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на цветке, и кристаллы соли на CD диске.

6

Опыт № 6 «Снежная ветка сосны».

Я для опыта взял ветку сосны, налил в тазик горячей воды, положил в него ветку и насыпал соли. На следующий день я вынул из тазика ветку и положил её сохнуть.

Через 3 дня я увидел, что веточка стала серебристая, как после мороза. На ней тоже образовались кристаллы.

4

Соль – интересный материал для художественного творчества.

Рисование солью.

Клеем наносим узор на картон.
Затем посыпаем его солью.
Лишнюю соль надо стряхнуть.
Получилось очень красиво.

5

Лепка из солёного теста.

Поваренная соль – не только пищевой продукт, но издавна распространенный консервант. Засоленные продукты хранятся долго. Так же из соленого теста делают поделки.

Из бесед с взрослыми, чтении книг, энциклопедий, информации из интернета я узнал, что:

1. Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь человека невозможна.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

2. Она может быть использована по хозяйству в любом месте нашего дома. Она может помочь нам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

3. Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка. Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

4. Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Заключение

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась.

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи, чтобы еда была вкуснее. В ходе исследовательской работы я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Я пришёл к следующим выводам: соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Но в случае передозировки соль - вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека.

Соль сохраняет продукты от гниения. Соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников\ Под ред., О.В. Дыбиной.- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2016.- 192 с.. (Ребёнок в мире поиска).
  2. Нищева Н. В.: «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры»/ сост. Н.В.Нищева, СПб: ООО Издательство: "Детство-Пресс" 2015: 240 стр.
  3. Пироженко Н.А.:«Почему море солёное?»: Издательство: "АСТ" 2017: 48 стр.
  4. http://kraeved.opck.org/towns/sol_ileck/sol_ileck.php
  5. http://fb.ru/article/188522/gde-v-rossii-dobyivayut-sol-dobyicha-soli-v-rossii
  6. https://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html
  7. http://uralmines.ru/iletskij-solyanoj-rudnik/

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…

Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Читайте также

Дидактическая игра «Буквы и слова»

Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

НОД: «Варим компот»

НОД: «Варим компот»Тема недели: «Осенняя пора! Урожай у нас хорош!» Направления развития: художественно-эстетическое развитие дошкольников. Возраст детей: 3 - 4 года. Время проведения:...