Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Звук [Ш], буква Ш
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].
2. Научить правильно произносить звук [Ш].
3. Познакомить с образом буквы Ш.
4. Развивать тактильные ощущения.
5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.
6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.
8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].
9. Учить различать звуки [С] и [Ш].
10. Учить преобразовывать слова.
Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.
Ход занятия:
1. Организационный момент – отгадывание загадок.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(шапка)
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны, и кони, и ладьи,
И пешки - чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(шахматы)
Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид!
Но он вовсе не наказан,
Мама вещи в нём хранит.
(шкаф)
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать каждый его рад,
Что же это? ………. (шоколад).
2. Знакомство со звуком [Ш].
- Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.
- Уточняем артикуляцию звука [Ш]:
губы округлены и слегка вытянуты вперёд;
широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;
горлышко «молчит».
- Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.
- Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.
- Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).
- Хлопаем на слова со звуком [Ш].
3. Знакомство с буквой Ш.
- Рассматриваем и называем картинки на доске.
- Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).
- Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами.
- Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.
- Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).
- Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.
- Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.
Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.
4. Звуко-слоговой анализ слов
- Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).
- Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.
- Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).
- Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.
- Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).
- Выделяем гласные звуки в слове «уши».
- Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).
- Вспоминаем все гласные звуки русского языка.
- Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).
5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].
- Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].
- Игра на внимание «назови правильно звук».
В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:
Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.
- Игра «Закончи предложение правильно»:
Положили в плошку … КАШКУ,
Надевал пожарный … КАСКУ.
Сочинял писатель … БАШНЮ,
Рисовал художник … БАСНЮ.
Сладко спит в берлоге … МИСКА,
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ,
На лугах коров … ПАШУ.
- Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)
ШАЙКА - САЙКА
ШУТКИ - СУТКИ
ШОК - СОК
ШТИЛЬ - СТИЛЬ
ШТУКИ - СТУКИ
ШТЫК - СТЫК
ВАШ – ВАС
НАШ – НАС
МЫШЬ – МЫС
6. Итог.
В конце занятия логопед загадывает загадку:
Гусь этим звуком всех пугает,
Его произносит змея,
Проколотый шар с ним летает,
Звук этот скажите, друзья!
Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.
Приложение 2.
Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].
Домашнее задание
1. Назвать картинку (шут).
2. Определить на слух, есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.
3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.
4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.
Приложение 1.
Список использованных источников:
1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.
2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].
3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.
4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.
Читайте также |
---|
Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»
Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...
Проект «Наши маленькие соседи»
«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»
Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…
Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...