Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Звук [Ш], буква Ш

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

Ход занятия:

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

(шапка)

 

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

 

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

(шкаф)

 

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

 

2. Знакомство со звуком [Ш].

- Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

- Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

горлышко «молчит».

- Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

- Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

- Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

- Хлопаем на слова со звуком [Ш].

 

3. Знакомство с буквой Ш.

- Рассматриваем и называем картинки на доске.

- Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

- Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами.

- Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

- Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

- Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

- Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

 

4. Звуко-слоговой анализ слов

- Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

- Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

- Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

- Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

- Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

- Выделяем гласные звуки в слове «уши».

- Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

- Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

- Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

 

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

- Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

- Игра на внимание «назови правильно звук».

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

- Игра «Закончи предложение правильно»:

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

 

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

 

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

 

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

- Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

ШАЙКА - САЙКА

ШУТКИ - СУТКИ

ШОК - СОК

ШТИЛЬ - СТИЛЬ

ШТУКИ - СТУКИ

ШТЫК - СТЫК

ВАШ – ВАС

НАШ – НАС

МЫШЬ – МЫС

 

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

 

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Звук Ш

 

 

Домашнее задание

 

шут

 

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух, есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

 

 

Приложение 1.

ш

 

Список использованных источников:

1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.

4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Читайте также

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...