Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса

(Из опыта работы)

Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек» принял своих первых воспитанников в феврале 1983 году. И с тех пор, вот уже 38 года, звучит в саду звонкий и веселый детский смех.

Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 12 групп. Сегодня в детском саду работает 6 групп, в них 90 воспитанников, в возрасте от 2 до 7 лет. Возглавляет коллектив детского сада «Звоночек» заведующий Ткачева Татьяна Викторовна.

Приоритетным направлением работы ГДОУ ЛНР СДС №36 «Звоночек» является формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса. С целью реализации задач направления работы в нашем дошкольном учреждении создана программа по гражданскому воспитанию, которая является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, разработано перспективное планирование работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, ориентировочные конспекты занятий с детьми, диагностическая карта по теме «Патриотическое воспитание детей». В помещении ДОУ оформлены: мини-музей народного быта «Светлица», мини-музей «Историческое прошлое и настоящее родного края». 

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Краснодонского района. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, обогатить образовательный процесс в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на краеведческом материале включает в себя следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.

2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому – культурно – историческим фактам.

3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности закладывает предпосылки развития способности ребенка в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.

4. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

5. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельностью по благоустройству города, охране природы и т.п.).

6. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, День шахтера, 8 Марта и т.д.).

7. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

8. Создание такой развивающей среды в группах и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей народного быта, предметы декоративно – прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

9. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом мы руководствуемся следующими принципами:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического

порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гумманизация. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п., в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, сочетанием всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Краснодона, Суходольска.

Работа по ознакомлению детей с родным городом ведется на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

2. Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание. вызвать стремление что-то указать самостоятельно (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город?..».

3. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как и вы»; или « Это было очень – очень-очень давно, когда ваших мам, пап и дедушек еще не было на свете».

4. Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Познакомившись с опытом работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования в детских садах городов Псков, Москва, С.Петербург и др., учитывая опыт своей работы, нами был сделан вывод, что занятия по ознакомлению с городом следует проводить один – два раза в месяц, по таким тематическим блокам:

1. Труд взрослых;

2. Отдых горожан;

3. Природа города;

4. Культура поведения в городе;

5. Защитники города;

6. Выдающиеся люди города;

7. История города;

8. Достопримечательности города.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Формировать любовь к родному городу, краю и интерес к прошлому и настоящему.

2. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

Многолетний труд коллектива по формированию национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса дал положительные результаты:
1. Системный подход в работе: от близкого к далекому, от частного к общему, от простого к сложному, способствует формированию познавательных способностей и интересов дошкольников. 2. Воспитанники с большим уважением относятся к природе родного края, к людям, которые их окружают, к достопримечательностям родного города.

3. С целью закрепления знаний детей разработана серия развивающих заданий и игр «Мой край».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Читайте также

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...