Конспект специально-организованной образовательной деятельности детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в прошлое посуды»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей посуды, процессом ее преобразования человеком.
2. Научить понимать, что человек создает посуду для облегчения своей жизнедеятельности.
3. Закрепить умение узнавать и называть глину, дерево, стекло и их признаки.
4. Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.
5. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, желание беречь их.
Ход.
- Дети, обратите внимание, сколько здесь разных красивых вещей. Давайте назовем их. //Дети перечисляют предметы посуды//
- Кто сделал все эти вещи? //Люди или взрослые – они умеют всё//
- Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний: //лист растения//
- Почему он оказался лишним? //ответы детей//
- Ребята, это сейчас он обычный лист, упавший с дерева, а когда-то очень давно листья деревьев, растений люди использовали вместо посуды. Хотите об этом послушать? //Тогда отправляемся с вами в далекое прошлое. «Раз, два, три – повернись и в далеком прошлом очутись». Подходим с детьми к доске, где находится картинка с первобытными людьми у костра в пещере//
- Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Что такое суп и каша они не знали. В основном, ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу. Ели руками. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо на палочке и вдруг понял, что ему не жжет пальцы и есть так гораздо удобнее. – Так люди начали пользоваться палочкой как вилкой.
- экспериментальная деятельность
Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди накалывали пищу (еду) на палочку. (Дети берут палочку – острую с одной стороны и тупую с другой – пробуют наколоть на нее картофель).
Вопросы к детям:
- Каким концом палочки это удобнее сделать? Почему? Поэтому древние люди стали затачивать острым камнем один конец палочки. Позже появилась вилка, похожая на рогатину (с двумя зубцами), затем с четырьмя. //Показываю детям образцы//
- Из какого материала сделаны эти вилки? //из дерева//
- Как их можно назвать? //деревянные//
- Чем неудобна такая деревянная вилка? //быстро ломается, хорошо горит//
- Правильно! Поэтому люди стремились найти другой материал. Так позднее появилась вилка из металла. //Показываю//
- Как называется такая вилка? //металлическая//
- Как вы думаете, какая вилка лучше: деревянная или металлическая?
- Почему? (деревянная – легкая, удобная, но может быстро сломаться и сгореть; металлическая – удобная, прочная, не гнется, не ломается).
- Сейчас у нас есть вилки не только из разных материалов, но и для разных блюд: торта, рыбы, мяса и т.д.
Физминутка.
В древние времена у людей не было стульев, и они сидели на коленях (покажите, как), на корточках, перепрыгивали через ручейки, прыгали с кочки на кочку, выслеживали добычу, тянулись за плодами на деревьях и много бегали:
- Молодцы, дети!
А сейчас закрывайте глазки и говорите волшебные слова, чтобы снова очутиться в нашем детском саду.
Беру в руки тарелку и читаю на ней надпись: «Мы – веселые тарелки, нас не принято бросать, нужно нас оберегать».
- Дети, почему тарелки просят себя оберегать? //ответы детей//
- Сейчас у нас с вами много разных тарелок. А вот у древних людей не было тарелок, и они клали еду на листья растений или прямо в траву. Посмотрите, как они это делали. //показываю//
- Дети, удобно так есть пищу?
- Почему вы так думаете? //ответы детей// (может упасть, соскользнуть, порваться лист растения, можно обжечься и т.д.)
- Конечно, так есть неудобно, и люди решили сделать тарелку из камня, но она оказалась очень тяжелой и неудобной. Тогда люди сделали тарелки из дерева – они очень прочные, даже если упадут – не разобьются. (показываю старую деревянную тарелку). А потом появились у деревянной тарелки подружки: стеклянная, пластмассовая, глиняная, металлическая. (Показываю детям тарелку – они называют из чего она сделана, как называется). //Уточняем, что первая вилка была сначала сделана из дерева, затем металла, а тарелка – из камня, дерева, металла, стекла и т.д.//
Гимнастика для пальцев «Дружная семья»
Самостоятельная деятельность детей.
Предлагаю детям пройти за столы для лепки тарелочки из глины. Уточняем способы лепки посуды и работы с глиной.
Итог.
Вопросы к детям:
1. Какая у тебя получилась тарелочка? (мелкая, глубокая, глиняная)
2. Какую пищу можно есть из твоей тарелки? (суп, кашу, пюре и т.д.)
3. Что ты будешь дальше делать со своей тарелочкой? (сначала надо просушить, потом можно раскрасить, играть, подарить кому-либо и т.д.).
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Количество и счет»
Методическая разработка «Количество и счет»
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...
Сценарий новогоднего праздника для яслей
Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...