Занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы по теме «Вулканы»

Программные задачи:

1. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Оборудование: картинки ( с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений); поддоны; картон; клей; сода; уксус или лимонная кислота; сухая красная краска; моющая жидкость; чайная ложка; пипетки.

 

Ход занятия.

Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам на занятие давайте их поприветствуем. Здравствуйте!

Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столу

(перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).

Игра «Сложи картинки».

Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим (дети работают в парах).

Беседа по картинкам:

- Что изображено на ваших картинках?

- Как можно назвать по другому словом?   (явления природы)

- Что вы знаете о природном явлении дождь, гроза, облако, солнечное затмение и восходе солнца?   (ответы детей)

- У меня есть, ещё одна картинка, давайте её соберем все вмести.

- Что на ней изображено? (вулкан)

- Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Вот мы и пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. А расскажет нам её Настя.

«Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «Вулкан»).              

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

- Сейчас мы познакомимся с ними.

(просмотр слайдов или фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога:

- Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. когда лава утечёт далеко от вулкана она застывает и превращается в камни. посмотрите как выглядит извержение вулкана ночью. Как , течёт огненная река лавы).

Вопросы детям:

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А ещё бывают спящие и потухшие вулканы.

- как вы думаете, какой вулкан называется спящим? Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.

- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам поможет схема проведения опыта (воспитатель объясняет проведения опыта)

А сейчас давайте пройдём в лабораторию научных открытий. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта.

- Давайте посмотрим, из чего сделаем основание вулкана?   (из песка)

- Из чего сделаем жерло вулкана?   (из пробирки)

- Всё это ставим на поднос.

- Насыпаем ложку соды.

- Добавляем красной краски.

- Насыпаем лимонной кислоты.

- Добавляем 4 ложки воды.

- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? ( Он извергается спокойно).

- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно! Вам понравилось?

- Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица» Цель: расширять знания детей о праздниках на Руси; продолжать знакомить с русским народным праздником «...

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа). Тема: Приключения в…

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа) Тема: Приключения в лесу Программное содержание: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг...