Занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы по теме «Вулканы»
Программные задачи:
1. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Оборудование: картинки ( с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений); поддоны; картон; клей; сода; уксус или лимонная кислота; сухая красная краска; моющая жидкость; чайная ложка; пипетки.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам на занятие давайте их поприветствуем. Здравствуйте!
Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столу
(перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).
Игра «Сложи картинки».
Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим (дети работают в парах).
Беседа по картинкам:
- Что изображено на ваших картинках?
- Как можно назвать по другому словом? (явления природы)
- Что вы знаете о природном явлении дождь, гроза, облако, солнечное затмение и восходе солнца? (ответы детей)
- У меня есть, ещё одна картинка, давайте её соберем все вмести.
- Что на ней изображено? (вулкан)
- Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
Вот мы и пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. А расскажет нам её Настя.
«Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «Вулкан»).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
- В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.
- Сейчас мы познакомимся с ними.
(просмотр слайдов или фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога:
- Извержение вулкана начинается с появления дыма.
- Затем происходит взрыв.
- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. когда лава утечёт далеко от вулкана она застывает и превращается в камни. посмотрите как выглядит извержение вулкана ночью. Как , течёт огненная река лавы).
Вопросы детям:
- С чего начинается извержение вулкана?
- Что происходит дальше?
- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)
- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А ещё бывают спящие и потухшие вулканы.
- как вы думаете, какой вулкан называется спящим? Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.
- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам поможет схема проведения опыта (воспитатель объясняет проведения опыта)
А сейчас давайте пройдём в лабораторию научных открытий. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта.
- Давайте посмотрим, из чего сделаем основание вулкана? (из песка)
- Из чего сделаем жерло вулкана? (из пробирки)
- Всё это ставим на поднос.
- Насыпаем ложку соды.
- Добавляем красной краски.
- Насыпаем лимонной кислоты.
- Добавляем 4 ложки воды.
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? ( Он извергается спокойно).
- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно! Вам понравилось?
- Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Читайте также |
---|
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...